Условия возвращения участка арендодателю
Расторгнуть арендное соглашение можно согласно общим требования, изложенным в нормативных актах действующего законодательства.
Основаниями, являются:
- Истёк срок действия арендного договора, последующего его продления не было;
- Отказ любой стороной от договора, если он был заключён на бессрочное действие;
- По требованию арендодателю или арендатора для досрочного аннулирования договорённостей через арбитраж.
Во время возврата территории хозяину, обязательно будет учитываться амортизация и естественный износ ЗУ.
В противном случае, если не вернёт участок в срок, собственник земельного надела имеет полное право для востребования суммы за весь просроченный период. Когда плата за аренду не в силах покрыть принесённых убытков, владелец может рассчитывать на компенсацию. Но, как правило, такие вопросы не всегда разрешаются мирным путём, поэтому придётся обратиться за помощью к юристам, а затем и с иском в высшую инстанцию.
Права и обязанности сторон
Раздел о правах и обязанностях сторон является неотъемлемой частью такого документа и фиксируется в его пунктах. В зависимости от волеизъявления Сторон, могут быть включены другие условия. Ниже мы предоставляем примерный перечень условий. Выглядит это следующим образом:
Арендодатель вправе:
Иметь доступ на земельный участок для осуществления контроля, с целью проверки пользования Арендатором участком по целевому назначению.
Расторгнуть договор в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендатором своих обязанностей.
Арендодатель обязуется:
Передать право пользования земельным участком Арендатору на срок, установленный настоящим соглашением.
Не препятствовать Арендатору в осуществлении его деятельности при правомерном пользовании участком.
Производить устранение последствий от неблагоприятных ситуаций (аварии, повреждения, стихийные бедствия и т.д.), произошедших не по вине Арендатора.
Исполнять свои обязательства в строгом соответствии с настоящим соглашением.
Арендатор вправе:
Пользоваться участком по целевому назначению.
Осуществлять иные действия по пользованию участка, которые соответствуют законодательству Российской Федерации.
Арендатор обязуется:
В соответствии с условиями соглашения производить арендную плату за пользование участком в сроки, предусмотренные соглашением.
Соблюдать правила пользования земельным участком.
После окончания действия договора возвратить участок в том состоянии, в котором оно находилось на момент подписания документа (с учетом естественного износа).
Исполнять свои обязательства в строгом соответствии с настоящим соглашением.
Выполнять иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Договор аренды земельной доли
Подготовка соглашения об аренде землевладения по сути аналогична оформлению его на объект в целом. Единственным отличием можно считать его название: Договор аренды доли земельного участка.
Во вступительной части соглашения обозначьте стороны сделки. В качестве предмета договора указывается полное описание земельной доли, ее размер и кадастровый номер. Кроме того, обязательно обозначьте условие о сумме арендных платежей и сроке их выплаты.
В тексте договора пропишите предусмотренные права и обязанности участников сделки, целевое землепользование, а также основания возникновения ответственности арендодателя и арендатора.
Укажите в соглашении случаи, при которых возможно его досрочное расторжение. Завершите подготовку документа информацией об участниках, датой формирования договора и подписями обеих сторон.
Сделайте в договоре ссылку на план арендуемой земельной доли, который должен быть его составляющей. Оформите два экземпляра данного документа.
Продление аренды участка возможно, если публичный сервитут установлен согласно главе V.7 земельного кодекса.
Иными словами, не каждый публичный сервитут дает право на продление аренды участка.
В статье 39.37 главы V.7 земельного кодекса перечислены 5 целей установления публичного сервитута.
Арендатор имеет право на продление аренды, если публичный сервитут установлен по одной из 5 целей.
Кроме этого, для продления аренды участка нужно доказать невозможность или существенную затрудненность использования участка. Причина трудностей — публичный сервитут.
Другими словами, власть установила компенсирующую возможность. Однако, по «заведенной традиции» обставила ее реализацию массой уточняющих условий.
3-я особенность.
Права вещные и обязательственные
Особое значение для юридического сопровождения экономической деятельности имеет уходящее своими корнями еще в римское право деление гражданских правоотношений на вещные и обязательственные. Хотя Гражданский кодекс Российской Федерации вполне определенно относит аренду к отдельным видам обязательств (Глава 34. «Аренда» помещена в Раздел IV. «Отдельные виды обязательств»), ученые-юристы и сегодня продолжают изучать проблему взаимоотношений прав аренды и вещных прав на землю. По-разному позиционируя их относительно друг друга, они так же по-разному отвечают на вопрос, каким является право аренды, ─ вещным, обязательственным или смешанным.
Особенности оформления аренды части земельного участка
Часть земельного участка – это территория внутри земельного участка, выделенная по каким-либо признакам. В ч. 2 ст. 6 ЗК РФ обозначено, что не все земельные участки могут подлежать разделению. Получается, что после разграничения, часть территории участка становится целым участком и в полной мере участвует в гражданском обороте и является полноправным объектом земельных отношений.
Аренда части земельного участка – это сделка, в результате которой арендодатель передает часть своей земли во временное пользование арендатору на условиях стабильного поступления арендной платы.
Следуя ст. 22 ЗК РФ собственник, он же арендодатель, предоставляет заинтересованному лицу – арендатору, во временную эксплуатацию земельный участок за определенную плату. Ими заключается договор, одобренный и подписанный обеими сторонами. В договоре, согласно ст. 607 должна содержаться информация об участке – ее размер, местонахождение, кадастровый номер, категория земель, разрешенное использование. Если же в договоре нет перечисленных данных, то такой договор считается недействительным (п. 1 ст. 432 ЗК РФ).
Поэтому встает резонный вопрос, как же тогда быть с арендой только доли земельного участка?
К сведениям, которые пригодятся при индивидуализации, относятся:
- регистрация кадастрового индекса части земли;
- дата присвоения;
- размер;
- подробное расположение части земли.
После того, как часть участка будет надлежащим образом оформлена, арендодатель зарегистрирует право собственности.
На какой срок возможна аренда
Гражданским кодексом допускается заключение срочных договоров (с указанием конкретной даты окончания аренды) и бессрочных, то есть сделки без указания точной даты завершения. Последние можно расторгнуть по желанию одной из сторон сделки, при этом инициатор прекращения аренды должен предупредить о своем намерении за 3 месяца.
Существует дополнительное разделение на краткосрочный (заключенный на срок менее 5 лет) и долгосрочный договор, срок которого превышает пятилетний «порог».
Продлить аренду можно двумя способами: заключив соглашение к уже существующему договору или подписав новый документ об аренде. К концу срока сделки арендатор имеет право письменно заранее уведомить собственника участка о намерении заключить договор аренды на новый срок. При этом если действующий документ прошел процедуру госрегистрации, у добросовестного арендатора будет преимущество перед прочими претендентами на аренду данной территории (ст. 621 ГК РФ).
При возникновении ситуации, когда сроки истекли, но арендатор эксплуатирует недвижимость с согласия (в отсутствие возражений) собственника земли, срок действия документа продлевается на неопределенное время.
Понятие аренды, случаи аренды государственной земли
Прежде всего, необходимо определиться с понятием аренды. В гражданском законодательстве (ст. 606 ГК РФ) дается следующее определение договору аренды – это договор, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Применительно к аренде земли, можно уточнить, что аренда земли – это форма землевладения и землепользования, когда одна сторона предоставляет за определенную плату другой стороне земельный участок во временное пользование для определенных целей. По договору аренды, арендодателем может быть только собственник земельного участка, таким образом, при сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, в роли арендодателей выступают уполномоченные государством органы. Таким образом, решение о передаче в аренду земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности принимают исполнительные органы власти либо органы местного самоуправления.
Не могут передаваться в аренду земельные участки, изъятые из оборота (п.4 ст. 27 ЗК РФ).
Как правило, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются в аренду в следующих случаях: -для целей, связанных со строительством -для иных целей, не связанных со строительством.
Предоставление государственной земли в аренду для целей, связанных со строительством, без согласования конкретного местоположения объектов недвижимости, осуществляется посредством аукционов и торгов. Однако, из этого правила есть исключения. Так, в частности, аукционы и торги при заключении договоров аренды государственной земли под застройку, не проводятся:
-если по участку, который планируется передать в аренду, принято решение о развитии территории в рамках заселенной местности. В этой ситуации договор аренды заключается с лицами, подписавшими с государством договор на развитие данной территории;-договор аренды земельного участка без торгов и аукциона заключается с собственником здания, находящегося на этом участке, при условии подтверждения его права собственности на эту недвижимость.
Во всех остальных случаях, при предоставлении государственной земли в аренду для застройки без согласования местоположения объектов недвижимости, требуется проведение аукционов (торгов).
Помимо этого, существуют случаи, когда застройка земельного участка, принадлежащего государству, возможна только после получения разрешения на местоположение строения на данном участке. Как правило, договор аренды в этом случае заключается между государственными органами и юридическими лицами и условия его заключения индивидуальны для каждого конкретного случая.
Предоставление государственной земли в аренду для случаев, не связанных со строительством, возможно в соответствии со ст. 34 ЗК РФ. Для эффективного использования земель, находящихся в государственной собственности, соответствующие государственные органы принимают акты о передаче земельных участков гражданам на том или ином праве (в том числе, и на праве аренды), для конкретных целей.
Заинтересованные в получении земли граждане, подают заявления (с указанием цель использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого право на землю) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. На основании этого заявления, соответствующие органы в месячный срок со дня поступления заявления утверждают и выдают заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и кадастрового учета участка и затем передает данную документацию в соответствующий орган государственной власти (местного самоуправления). В двухнедельный срок, с этого момента, государственный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду. Затем, происходит заключение договора аренды земли между гражданином и государственными органами.
Ограничения по использованию земельного надела
На него могут быть наложены ограничения (обременения) в правовом использовании. Это запреты, которые не дают возможность правообладателю совершать конкретные действия, относительно ЗУ. Сервитут — ограниченное право пользования чужим недвижимым объектом. Например, в целях прохода, прокладки, использования коммуникационных систем или иных нужд. Сервитут может не иметь прямого отношения к территории, ограничение может накладываться на здания, сооружение и прочие объекты.
Собственник имеет полное законное право осуществлять любые с ним действия, если это не противоречит нормативным актам, не ущемляются права других заинтересованных субъектов.
На какой срок возможна аренда
- Краткосрочная аренда – до 1 года;
- Долгосрочная аренда – более 1 года;
- Бессрочная аренда – на неопределенный срок.
Аренда части земельного участка не должно стать большой проблемой, ведь зная основные особенности можно избежать подводных камней в данной процедуре, практически ничем не отличимой от простой аренды недвижимости.
звоните по телефонам
- Москва: +7(499 )350-8059.
- Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.
Передавать Арендатору землю в состоянии, соответствующем условиям Договора (площади угодий и их краткая качественная характеристика приводятся в Приложении №). 4.2.2. Содействовать по заявкам Арендатора выполнению необходимых работ по землеустройству. 4.2.3. В соответствии с условиями Договора возмещать по истечении срока аренды полностью или частично расходы, понесенные Арендатором на освоение земель и улучшение сельскохозяйственных угодий. 4.2.4. Содействовать Арендатору в возмещении убытков, включая упущенную выгоду, при изъятии земель для государственных и общественных нужд. 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН 5.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательство по настоящему Договору они несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. 5.2.
Срок действия и государственная регистрация договора аренды земли
- Срок договора. Согласно общим требованиям к договорам об аренде недвижимости срок не является в таком документе существенным условием, поэтому в тексте он может быть не указан. В таком случае соглашение будет действовать в течение неопределенного времени. Любая из сторон сможет заявить о своем желании расторгнуть договор, предупредив другую за 3 месяца, если иное условие о сроке такого уведомления не предусмотрено законодательством или соглашением сторон (п. 2 ст. 610 ГК РФ).
ЗК РФ предусматривает ограничение сроков аренды для отдельных категорий земель. Например, максимальный срок аренды земель сельхозназначения, находящихся в собственности государства или муниципалитета, не должен превышать 49 лет (п. 3. ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ). Если в договоре аренды земельного участка, для которого законодательством установлены предельные показатели времени действия, срок не указан вообще или превышает установленный нормами, то соглашение будет считаться заключенным на максимальный возможный срок (п. 3 ст. 610 ГК РФ).
- Регистрация договоров госорганами. Договор аренды земельного участка нуждается в государственной регистрации (п. 2 ст. 609 НК РФ). При этом устанавливается, что фиксировать данные в ЕГРН об аренде земельного участка нужно в том случае, если соглашение заключено на срок не менее 1 года (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).
Субъекты договора: договор аренды участка земли между физическими лицами и с участием юридических лиц
ГК РФ не предусматривает на данный момент каких-либо специальных требований к лицу, фигурирующему в сделке как арендатор. Но ЗК РФ в ст. 22 определяет, что лицам, не имеющим гражданства, или лицам с иностранным гражданством могут быть предоставлены участки на праве аренды, за исключением ситуаций, предусмотренных ЗК РФ.
Главным отличием договора с участием юридического лица (в роли как арендатора, так и арендодателя) является необходимость заключения договора в письменном виде, даже если он будет краткосрочным (п. 1 ст. 609 ГК РФ).
Полные наименования сторон указываются в преамбуле договора (далее по тексту возможны сокращенные названия). Для физического лица необходимо указать данные паспорта. Представитель юрлица предъявляет доверенность, номер и дата оформления которой тоже должны быть указаны в договоре. Если представитель со стороны организации имеет право действовать без доверенности, нужно зафиксировать наименование и реквизиты документа, на основании которых он осуществляет действия.
Срок
Он определяется преимущественно самими сторонами сделки. На законодательном уровне предусмотрены максимальные сроки действия аренды. Это относится участков сельхозначения, продолжительность пользования может составить — 49 лет. Если срок действия договорного соглашения, не определён, тогда он оформляется на неопределённое время. После истечения указанного срока, арендатор может его пролонгировать, но в случае своевременного внесения платежей и соблюдения условий использования ЗУ.
О своём намерении, необходимо сообщить собственнику участка. При желании, в действующий документ могут вноситься дополнительные условия. Если даже арендатор не совершит ранее описанных действий, он всё равно может продолжить использовать территорию, при отсутствии претензий со стороны владельца. Договор будет автоматически продлён с теми же, прописанными требованиями.
Если договорное соглашение оформляется на 12 месяцев и больший срок, либо одна из сторон — юридическое лицо, документ должен составляться письменно.
Отличия договора аренды части земельного участка
Важно
Согласно общим требованиям к договорам об аренде недвижимости срок не является в таком документе существенным условием, поэтому в тексте он может быть не указан. В таком случае соглашение будет действовать в течение неопределенного времени. Любая из сторон сможет заявить о своем желании расторгнуть договор, предупредив другую за 3 месяца, если иное условие о сроке такого уведомления не предусмотрено законодательством или соглашением сторон (п.
2 ст. 610 ГК РФ). ЗК РФ предусматривает ограничение сроков аренды для отдельных категорий земель. Например, максимальный срок аренды земель сельхозназначения, находящихся в собственности государства или муниципалитета, не должен превышать 49 лет (п. 3. ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Условия предусматривают арендную плату. В конце статьи можно скачать примерный образец договора. Предметом соглашения становится часть земельного участка, владельцем которого является юридическое или физическое лицо. Во временное пользование передаются и земли, принадлежащие работникам сельскохозяйственных комплексов.
Содержание
- 1 Какие документы нужны для сдачи в аренду
- 2 Чем отличается аренда части участка
- 3 Какие дополнительные условия вносят в содержание
- 4 Как быть, если на участке расположены постройки
- 5 Подробности, касающиеся оплаты
- 6 Отличия сдачи в аренду жилого помещения и земельного участка
Что такое земельный участок, его категории
Есть земельные участки со статусом «особо охраняемые»
На всей площади нашего государства земельные ресурсы разделены на отдельные участки, которые различаются, в том числе и по виду их назначения. Статус участка определяется не только его целевым предназначением, но и применением для сделок в гражданско-правовых отношениях. Чтобы организовать эффективное использование сельскохозяйственных земель, они разделены на виды:
- особо охраняемые;
- продуктивные в плане ведения сельского хозяйства;
- непригодные для ведения сельского хозяйства.
Определение всех имеющихся категорий прописано в кадастровом учете земельных ресурсов. Вид описывает каждый надел и не позволяет участки с плодородной почвой использовать не по целевому назначению. Все земельные наделы в ст. 130 ГК РФ названы объектами недвижимого имущества, что дает право использовать их для заключения сделок.
Скачать образец заполнения договора аренды земельного участка
Для наилучшего понимания сути договора аренды и порядка заполнения информации, требуемой для оформления документа, сначала изучите готовый образец указанного соглашения. Он поможет сориентироваться при детальном заполнении своего договора, что даст возможность обойтись без привлечения специалистов со стороны.
Внимательно ознакомьтесь с порядком заполнения сведений в отношении землевладения – его описания, обозначения границ.
Прочитайте пункт об арендных платежах, порядке их внесения, и выясните этот вопрос со второй стороной перед оформлением основного документа.
Правовые основы сдачи в аренду земельных участков
Согласно ст. 608 ГК РФ, п. 2 ст. 22 ЗК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственником выступает РФ либо субъект РФ (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и субъекта РФ права собственника на земельные участки осуществляют государственные органы (п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ).
В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственником выступает муниципальное образование (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215, п. 2 ст. 125 ГК РФ).
Государственным (муниципальным) учреждениям, в том числе казенным, земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 268 ГК РФ, п. 1 ст. 20 ЗК РФ).
Стоит отметить, что имущество, в том числе земельные участки, не закрепленное за государственными учреждениями, составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Имущество, не закрепленное за муниципальными учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленные за государственными (муниципальными) учреждениями, входят в состав государственной (муниципальной) казны. Указанные земельные участки сдаются в аренду государственными органами (органами местного самоуправления).
Что касается земельных участков, закрепленных за государственными (муниципальными) учреждениями, их учреждения вправе сдавать в аренду только с согласия собственника, то есть государственных органов (органов местного самоуправления), иных органов, уполномоченных осуществлять права собственника от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Такой вывод следует из положений п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ, исходя из которых казенные и другие учреждения госсектора (автономные, бюджетные) не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом. Поскольку земельные участки в силу п. 1 ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу, указанные выше положения п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ распространяются на них в полной мере.
Также о том, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления в пределах их компетенции соответствующих земельных участков, говорится в ст. 29 ЗК РФ.
Налогообложение
Налог на добавленную стоимость. Рассмотрим особенности обложения НДС и его уплаты в случаях, когда услуги по сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, оказывают государственные органы (органы местного самоуправления). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача имущественных прав признается объектом обложения НДС. Однако стоит учитывать, что согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом обязанность по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, а также уплате в бюджет суммы НДС возникает у арендаторов указанного имущества. Таким образом, в данном случае услуги по сдаче земельных участков в аренду облагаются НДС, уплату которого производят арендаторы таких участков.
Казенные учреждения, согласно положениям пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, не признают объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг). Следовательно, оказание казенным учреждением услуг в виде передачи государственного (муниципального) недвижимого имущества в аренду также не подлежит обложению НДС. Подтверждением этого служит позиция Минфина России, выраженная в п. 2 Письма от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 “О порядке уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями”. В связи с этим в данной ситуации у арендаторов земельных участков также не возникает обязанности по уплате НДС в бюджет (Письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-07-11/344).
Налог на прибыль. Выясним, подлежат ли обложению этим налогом доходы от сдачи в аренду земельных участков государственными органами (органами местного самоуправления). Выше было указано, что государственные органы (органы местного самоуправления) вправе сдавать в аренду имущество (в том числе земельные участки), не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями (предприятиями), то есть имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну. Облагаются ли доходы от сдачи в аренду указанного имущества? Для ответа на этот вопрос обратимся к Письмам Минфина России от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29, от 15.05.2008 N 03-05-05-01/33, от 20.02.2006 N 03-03-04/4/34).
Согласно изложенной в них позиции доходы от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества казны не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль организаций. Данный вывод специалисты финансового ведомства делают из того, что РФ, субъекты РФ, иные публично-правовые образования (равно как и государственные органы (органы местного самоуправления), наделенные от их имени соответствующими полномочиями) не являются плательщиками налога на прибыль в силу положений ст. 246 НК РФ. Напомним, что согласно данной статье плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
А подлежат ли налогообложению доходы от аренды, если участок сдают казенные учреждения? Согласно пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. Следовательно, признание в целях исчисления налога на прибыль доходов от сдачи казенными учреждениями земельных участков в аренду будет зависеть от того, является ли такая услуга государственной (муниципальной) услугой.
По мнению налоговых органов, приведенному в Письмах от 13.08.2012 N 16-15/073584@, от 04.10.2011 N 16-12/095677@, если вид деятельности казенного учреждения – сдача в аренду имущества – не обозначен в уставе казенного учреждения как основной, то он не является государственной услугой, следовательно, доходы от сдачи в аренду имущества подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке. Исходя из ст. 250 НК РФ указанные суммы учитываются в составе внереализационных доходов. При этом расходы, которые непосредственно связаны с такой деятельностью, учитываются для целей налогообложения прибыли при их соответствии положениям п. 1 ст. 252 НК РФ.