Три главных параметра
Оценив эти параметры, мы сможем определить, для какого оформления лучше подходит сабвуферный динамик. И как он будет играть, жестко или мягко, высокий или низкий бас.
FS — резонансная частота
Частота собственного резонанса. Замеряется она следующим образом. Динамик подвешивается в открытом пространстве, как можно дальше от различных предметов. Это делается для того, чтобы его резонанс зависел только от него самого. Низкой принято считать резонансную частоту в районе 20 Герц, а высокой – в районе 40 Герц. Данный параметр пригодится нам для расчета короба и выбора динамика.
QTS — полная добротность
Упругость подвижной системы динамика на чистоте резонанса. Если по простому она демонстрирует затухание колебаний динамика. Чем выше этот показатель, тем слабее затухают колебания. Добротность напрямую связана с необходимым типом акустического оформления. Принято считать, что устройства с добротностью 0,3 — 0,35 – это низкодобротные сабвуферы. А высокодобротные – от 0,7 до 0,8. Зная этот параметр, можно определить для какого типа оформления лучше подходит динамик. Если динамик имеет добротность больше 1. Это free air, предназначение которого – установка в полку, открытый объём. Для закрытого ящика подходят динамики с добротностью 0,5 – 0,6. Для фазоинвертора – 0,3 – 0,5. Рупор – менее 0,3.
VAS — эквивалентный объём
Это возбуждаемый головкой сабвуфера закрытый объём воздуха, имеющий гибкость равную гибкости подвижной системы сабвуфера. Проще говоря, чем мягче подвижная система Саба, тем сильнее он будет сжимать воздух внутри корпуса. Кроме того, этот показатель влияет на размер диффузора. Соответственно, чем больше у нас динамик, тем он сильнее будет сжимать объём. Следовательно, и отдача у этого сабвуфера будет больше. Обратная сторона медали – чем больше диффузор, тем больший объём короба потребуется.
Гибридное оформление АС
Полосы частот для разных динамиков выделяют фильтрами, которые изменяют фазу и дают задержки во времени.
В большинстве АС ставят фильтры второго порядка, и фаза изменяется аж на противоположную (180 градусов).
Для того что бы согласовать фазовые накрутки, динамики соседних полос так обычно и включают, — в разной полярности.
Пример, если взять гитарный аккорд, на типовой трехполосной АС, его НЧ диапазон будет в одной фазе, средняя его часть его звучания в противофазе… и т.д.
Таких проблем нет у широкополосной акустики. Это одна из основных причин, по которой порядка 95% людей во всем мире, слушают музыку и речь на широкополосной акустике.
И не только потому, что она дешевая, — широкополосная акустика бывает очень дорогой:
широкополосная акустика
(Подробнее можно почитать здесь — слушаем фазовые искажения звука.. и характер звучания, типы сведения акустических систем.)
В многополосных АС динамики излучают некогерентные звуковые волны (с разными фазами и временем). Результат сложения звуковых волн будет сильно зависеть от комнаты, места расположения АС и слушателя. Как сложатся обстоятельства, так и получится.
Проблема отчетливо проявляется на частотах ниже 1000Гц. Чем ниже по частоте, тем больше.
Пример. Если сдвинуть сабвуфер всего на метр, — общее звучание (сателлитов и саба) ощутимо меняется.
АЙДИ СОЛУШН запатентовала способ, который механически исключает воспроизведение некогерентных звуковые волн, динамиками соседних звуковых полос.
Сложение звуковых волн можно производить не в комнате, а внутри самого корпуса АС. Используя для этого обратные поверхности диффузоров динамиков.
Возьмем для примера, самый предельный случай, динамики включены противофазно.
Два включенных противофазно динамика в ящике общего объема «на коротко замкнутся».
На динамики можно подавать огромные мощности, но звука во внешнее пространство они излучать не будут. Диффузоры будут стоять на месте.
Мощность можно повышать бесконечно, но звук появится только тогда, когда один из динамиков «сгорит».
Разумеется, включать динамики протифазно бессмысленно.
Результат:
1. Акустическая система будет воспроизводить когерентные звуковые волны.
2. Если один динамиков будет с более тяжелой подвижной системой, он значительно лучше будет воспроизводить НЧ. И наоборот, если один из динамиков будет с более легкой подвижной системой он будет лучше воспроизводить СЧ.
3. Эффективность колебательной системы. Традиционно динамики соседних полос изучают совместные звуковых волны не совпадающие по фазе, которые «самоуничтожаются» в комнате. При этом диффузоры динамиков тратят на генерирование этих противофазных волн свой ход. В гибридном же оформлении, диффузоры в холостую ход динамиков не тратят, так как не воспроизводят противофазные звуковые волны.
Мощность усилителей в современном мире уже давно не является проблемой. На 20% больше или на 30% меньше, — без разницы.
А вот ход динамиков, это критически важный, и очень ограниченный ресурс.
Если используются динамики кратно разные по массе подвижной системы, более «тяжелый» динамик будет оказывать воздействие на более «легкий» динамик. Для регулирования необходимой величины этого воздействия используют ПАС (панель акустического сопротивления).
Колебательная система в гибридном акустическом оформлении, может включать фазоинвертор.
Испытания.
Так как я не располагаю измерительной комнатой, то пришлось снять (АЧХ), как с самодельных АС, так и с промышленной колонки “S-30”, чтобы можно было иметь хоть какую-то точку отсчёта.
Это АЧХ «Белого шума» снятая с «S-30».
То же самое для самоделки с одним широкополосным динамиком.
АЧХ самодельной двухполосной АС.
На слух, однополосная АС звучат намного звонче, чем «S-30», а двухполосная чуть лучше по высоким частотам. Конечно же, обе уступают «S-30» по низким частотам. Собственно, это подтверждается и графиками.
Чтобы убрать горб АЧХ в районе 400Гц, который неприятно воспринимается на слух, пришлось воспользоваться эквалайзером аудиокарты.
Вот, что получилось после коррекции двухполосной АС.
К недостаткам «сантехнических» АС можно отнести сравнительно небольшую максимально допустимую мощность, при сравнительно больших габаритах. Но, это можно отнести к издержкам бюджетного решения.
Что же касается сравнения качества звучания с китайскими пластмассовыми колонками, то последние уже пошли искать себе другого слушателя.
Если кто-нибудь захочет повторить эту конструкцию, то будьте осторожны при подключении АС к УНЧ большой мощности. Повредить динамик, рассчитанный на применение в открытых АС, очень просто, особенно на низких частотах.
При испытаниях я использовал 30-ти ваттный усилитель и по-неосторожности у одной из головок, 1978 года выпуска, разрушил катушку (видимо отклеилась часть витков)
Лабиринты (трансмиссионные линии)
АС с акустическим лабиринтом встречаются в салонах очень и очень редко. И всегда это изделия серьёзного ценового уровня.
Сложность у конструкций огромная, как не делай, всегда получается дорого.
Хотя, на первый взгляд, они кажутся значительно проще, чем есть на самом деле.
Поэтому их очень сложно продавать. Покупатели недоумевают, — почему так дорого?
Кроме этого, по показателю «габариты — звуковое давление» лабиринты проигрывают всем другим типам оформления.
Звуковая волна, исходящая из тыльной части НЧ динамика, проходит через акустический лабиринт, протяжённостью в половину длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы.
И выходит из него уже в одной фазе с волной, излучаемой лицевой поверхностью динамика.
Конструкция настраивается исходя из нижней границы частотного диапазона АС.
Домашняя акустика.Выбор количества полос
Перед тем как приступать к выбору необходимых компонентов акустики вам нужно определиться с количеством полос. В идеале полочная домашняя акустика должна быть однополосной, однако не каждый сможет изготовить отдельный акустический элемент для каждой из полос.
В итоге приходится идти на компромиссы изготавливать двух и даже трёхполосные колонки. Рекомендуем вам остановить выбор на классическом двухполосном варианте, в котором могут использоваться динамики, отвечающие за низкие (басы) и высокие частоты.
Выбираем акустические динамики
Основным требованием, которое предъявляется к динамикам, является оптимальное сочетание качества звучания и стоимости. Вы должны понимать, что качественного звука от динамиков, которые предлагается покупателям по 300 – 500 рублей, вы не получите. В тоже время гнаться за акустикой уровня хай энд, стоимость который может составить не одну тысячу долларов, мы бы не рекомендовали. Именно поэтому вам необходимо выдержать своеобразную золотую середину, что и позволит создать качественную полочную акустику с минимальными затратами.
В качестве высокочастотных динамиков мы использовали недорогие четырёхомные пищалки Vifa XT19SD-00/04 ring-rad. Для своей цены они отличаются высоким качеством звучания и пользуются популярностью среди аудиофилов.
Для низких частот мы использовали динамики Soundstream Exact 5.3. Эти динамики позволяет получать одновременно чёткий бас и качественные средние частоты. Закреплённые в алюминиевой литой корзине колонки своими руками работают от четырёхомного напряжения и при этом имеют минимальный размер. При возможности рекомендуем приобретать эти низкочастотные динамики, что позволит вам создать качественную полочную акустику.
После того как громкоговорители будут приобретены можно приступать непосредственно к созданию акустики.
Пассивная акустика или же активная акустика
Каждый вид акустики имеет свои преимущества и недостатки. При выборе пассивной или активной акустики вам необходимо определиться с будущим размером короба и габаритами колонок. Также учитывается возможность использования отдельных модулей, которые подключаются к динамикам и управляют их работой. В последующем вы можете с лёгкостью комбинировать и заменять такие модули, что позволит изменять звучание акустики.
Существенным недостатком активной акустики является её достаточно высокая стоимость. В данном случае необходимо устанавливать специальный усилитель, стоимость изготовления которого может быть в ряде случаев больше стоимости изготовления самой акустики. Усилители низкой частоты должны устанавливаться в каждой из колонок. Тогда как при использовании пассивной акустики можно обойтись одним усилителем.
Немного истории
Сегодня в нашу мастерскую попала легендарная акустическая система Radiotehnika S90, нужно перекрасить колонки! Многие из нас имели такую АС, многие мечтали о ней. Они звучали в клубах и в концертных залах. Это первые отечественные колонки класса HI-FI! О них мечтали подростки времен СССР, они занимали почетные места в актовых залах, техникумов, школ и университетов. Колонками Radiotehnika S90 непременно гордился их обладатель, они порождали зависть в глазах простого народа и доставляли непередаваемое удовольствие своим обладателям. Эти АС по праву считаются лучшей акустической системой СССР. Первый выпуск колонок Радиотехника S90 состоялся в 1977 году. Разработкой занималось КБ «Орбита», а производство происходило на Рижском заводе «Радиотехника». Ну что ж, разрешите представить наших гостей Радиотехника S90.
Оригинальные колонки Radiotehnika
А здесь радиолюбители могут бесплатно скачать схему этих колонок.
Схема с-90Скачать
Акустические системы – конструктивное устройство и принцип действия
Чтобы самостоятельно собрать акустическую систему (АС), нужно понимать ее устройство. В общем случае в конструкцию АС входят динамики, заключенные в корпус, и усилитель.
Корпус
Корпус – это первый важный элемент колонок, в который помещены остальные комплектующие. Он отвечает за воспроизведение звука на низких частотах и разделяет динамики, препятствуя их воздействию друг на друга, а также играет эстетическую роль.
Чтобы добиться звука высокого класса, нужно грамотно выбрать форму корпуса. Стандартные колонки выполнены в виде прямоугольника (куба, параллелепипеда), но такие устройства не позволяют достичь идеального звука, потому что прямые углы создают резонанс и сопутствующие отрицательные эффекты. Также АС изготавливаются в форме конструкций с острыми или тупыми углами (пирамиды, трапеции) и окружности (шара, эллипса), оптимальной для широкополосной акустики.
На заметку! Чтобы добиться наилучшего звучания от недорогих колонок, воспроизводящих основной диапазон частот, разработчики часто используют круглые формы. Передняя панель при этом выполняется ровной, а боковые стенки вместе с задней формируют изогнутую поверхность, эффективно отражающую и направляющую волны в сторону пользователя.
Сабвуферы воспроизводят низкочастотный звук, поэтому для них чаще используют кубическую форму. В сабах обычно устанавливают фазоинвертор, являющийся полой трубой, фокусирующей звуковые волны и проходящей сквозь одну из панелей.
Материал корпуса также бывает разным. Для качественного звука используют ДВП, ДСП, неплотную фанеру. Хорошо подходит дерево, но такая акустика получается тяжелой и массивной, поэтому деревянными обычно делают напольные колонки. Хороший корпус получается из специальных полимеров, но качество звука немного ухудшается. Дешевые АС выполняют из простого пластика. Такой материал плохо поглощает звук, что приводит к образованию лишних шумов. А если увеличить громкость до максимума, будут слышны гудение и гул.
Динамики
Динамики – основная составляющая часть акустической системы, так как именно они производят звуковые волны. В их конструкцию входит постоянный магнит, создающий непрерывное магнитное поле независимо от окружающих условий. Чаще всего он ферритовый. На дорогой акустике используются неодимовые магниты.
Магнитное поле окружает вторую важную составляющую динамиков – медную катушку, на которую воздействует переменный ток от розетки, батареи или USB разъема. Под воздействием тока и в окружении магнитного поля она совершает перпендикулярные колебания. Это заставляет вибрировать диффузор, что влечет колебания воздушных масс, воспринимаемые человеческими органами слуха как звуковые волны. Диффузорная мембрана изготавливается из полимеров или натуральных материалов, например, целлюлозы. На дорогой акустике используются тонкие пластинки из титана. От свойств материала зависит качество звучания.
На заметку! В зависимости от воспроизводимых частот, динамики бывают низкочастотными (сабвуферы, 20-120 Гц), среднечастотными (основной звуковой диапазон, до 5 кГц) и высокочастотными (твиттеры, от 2 до 20 кГц). Сабвуферы имеют самые большие размеры, твиттеры — самые маленькие.
Усилитель
АС бывает активной или пассивной. В первом случае в колонки встраивается отдельный усилитель, преобразовывающий сигнал под мощность динамиков. Без этой детали звук будет очень тихим. Тогда как пассивная акустика подключается к внешнему усилителю звука специальным кабелем с клеммами. Данные аудиоусилители могут не только преобразовывать мощность сигнала, но и собирать и объединять аудиодорожки от нескольких колонок в многоканальной акустике.
На заметку! Для преобразования аудиосигнала может использоваться не только усилитель, но и ресивер.
Общий принцип работы
Схематически принцип действия АС выглядит следующим образом. Источник звука отправляет аудиосигнал на усилитель. Последний его обрабатывает и посылает на динамики в виде электрических импульсов. Ток поступает на катушку и вместе с магнитным полем воздействует на нее. В результате этого катушка движется вверх и вниз с различной амплитудой. От этого с такой же синхронностью движется диффузор, создавая звуковые волны различной громкости.
Основательная сборка
Как дальше изготовляется трехполосная акустическая система своими руками? После того как вы изготовили корпус (так называемый «моноблок»), можно приступать к основательной сборке конструкции. Здесь лучше всего применить аккумуляторный шуруповерт с 4-милиметровым шестигранником для закручивания винтов. Помните, что внутри колонки распределяется своя звуковая нагрузка от минимума до максимума – нижняя стенка, верхняя, передняя и боковая.
Как далее делается акустическая система своими руками? На следующем этапе места соединений следует обработать силиконовым герметиком. Это необходимо для того, чтобы предотвратить проникновение лишних звуковых волн из корпуса наружу через щели. Таким образом, уровень воспроизведения музыки станет еще более качественным. Как далее делается акустическая система своими руками? После смазки всех щелей герметиком вам необходимо будет установить динамики и магнитолу. Последнюю лучше приобрести в собранном виде. Динамики вместе с магнитолой устанавливаются через проделанные отверстия в нижнюю стенку моноблока.
Когда все будет готово, финальный вид конструкции должен иметь следующий облик: на тыльной стороне моноблока размещен блок питания, по бокам два динамика (при этом каждый из них располагается в отдельной колонке) и посередине автомобильная магнитола. Изготовление акустических систем своими руками происходит в определенном порядке действий – сначала монтируется блок питания, а потом магнитола. Так вам будет гораздо удобнее прикручивать крепежные элементы. Но на данном этапе акустическая система для телевизора и ПК еще окончательно не собрана. Далее вам необходимо будет произвести усиление жесткости углов. Об этом мы расскажем вам в следующем разделе.
Доработка АС
Доработка акустических систем – это процесс улучшения характеристик уже имеющихся колонок с целью получить более качественный звук. При этом подвергать доработке имеет смысл только ту АС, у которой есть хотя бы небольшой потенциал, то есть — технику средней ценовой категории.
Важно! Дешевые колонки доработке не подлежат, а дорогую акустику улучшать бесполезно, поскольку замена или модернизация одного компонента повлечет за собой изменение других, в результате стоимость усовершенствованной АС будет приблизительно равна новым колонкам.
Улучшение электрической цепи
Данный процесс выполняется просто: имеющиеся элементы меняются на более качественные. Злектролитические конденсаторы можно заменить пленочными, металлобумажными или металлопленочными. Если катушка сделана из тонкой проволоки, намотанной на металлический сердечник, допускается вместо нее использовать другую, имеющую вид медного толстого провода сечением около 1 мм2 и без сердечника. Можно провода, соединяющие динамики и усилитель, заменить специальным акустическим кабелем или толстой проводкой из меди.
Улучшение корпуса
Для систем типа 2.1 или 5.1 с маленькими колонками есть смысл модернизировать только корпус низкочастотного сабвуфера — необходимо улучшить жесткость, чтобы качество звука не ухудшалось от дребезжания и вибрации. Между верхней и нижней гранями достаточно одной распорки, а между боковыми сторонами, если внутренний объем акустики более десяти литров, – нужно как минимум две распорки. Проще всего просверлить противоположные стенки и стянуть их болтами. Другое решение – установить внутри деревянные бруски, закрепив их на клей или шурупы.
Далее необходимо провести тщательную герметизацию. Из корпуса удаляют все, что там находится, и скрупулезно обрабатывают полость внутри герметиком, например, битумной мастикой. После высыхания процедуру следует повторить. По окончании такой доработки нужно герметиком либо замазкой закрыть места на стыках динамиков, а также задней панели с корпусом.
Важно! Запрещается при герметизации внутренней поверхности колонок использовать материалы, которые после затвердевания становятся жесткими и ломкими. Все операции нужно проводить на открытом воздухе из-за специфического запаха.
Увеличение объема колонок
Если во время работы колонок слышен гул, можно частично увеличить их внутренний объем. Для этого нужно распушить вату и уложить внутрь, предварительно взвесив тот синтепон, который там был. В одном литре корпуса должно содержаться 25 грамм материала. Если его мало, можно добавить распушенную вату до нужного количества. Можно и больше, но только если гул не прекратится. В результате этой процедуры низкие частоты станут слышны чуть меньше, но и гул пропадет.
Другое решение – оклеить стенки изнутри ватином или войлоком. Не допускается использовать большое количество клея, иначе материал будет плотным и неэффективным. Толщина такого уплотнения не должна превышать 15 мм.
Более глубокая доработка занимает большое количество времени, требует финансовых вложений и определенных навыков. Кроме того, потребуется проводить звуковые тесты и т.д. В Интернете можно найти множество видео на эту тему или бесплатно скачать книги и статьи в формате PDF для ознакомления.
Звуковая плата для компьютерных колонок
При поиске звуковой карты в компьютер для будущих колонок первоначально выбор пал на звуковуху X-Fi Xtreme Audio от Creative, покупать дороже в тот момент смысла не было, но так только казалось.
Забегая вперед надо отметить, что качество этой звуковой карты оставляло желать лучшего, не помогло и ковыряние в настройках — дефолтные установки оказались оптимальными.
Сказать, что более дорогая карта сотворила чудо — нельзя, эффект от неё был не намного лучше, чем от более дешевого Creative, мало того, обе эти PCI-карты работали практически также, как интегрированная в материнскую плату звуковуха. Это подтвердило и тестирование двух внешних карт и встроенной с помощью программы RMAA — существенного превосходства этих звуковых плат над «звуком», интегрированным в материнку не было.
Так что не торопитесь покупать отдельную звуковую карточку, если планируете собирать DIY колонки для вашего компьютера, интегрированного в материнскую плату «звука» может оказаться вполне достаточно, чтобы получить отличное звучание.
Автомобильные модификации
Колонки для автомобилей выпускаются на два или три динамика. Для самостоятельной сборки модели понадобятся листы фанеры. В некоторых случаях используется шпон, покрытый лаком. Чтобы зафиксировать динамик, необходимо сделать отверстие на панели. Следующим шагом устанавливается фазоинвертор. Некоторые модификации изготавливаются с низкочастотными сердечниками. Если рассматривать колонки (самодельные) небольшой мощности, то фазоинвертор разрешается устанавливать без усилителя.
В данном случае для регулировки звуком используется многоканальный кроссовер. Некоторые специалисты клеммники устанавливают за фазоинвертором. Если рассматривать колонки с мощность более 50 Вт, то микросхемы применяются на два усилителя. Диффузор стандартно устанавливается импульсного типа
Перед скреплением корпуса важно позаботиться о виброизоляционном слое. Для клеммника на пластине нужно сделать отдельное отверстие
Некоторые считают, что корпус в обязательном порядке следует зачистить
Провода для колонок подойдут двухжильного типа
Некоторые считают, что корпус в обязательном порядке следует зачистить. Провода для колонок подойдут двухжильного типа.
Определяемся что выбрать? Громкость или качество
В современных реалиях можно выделить два направления автозвука – SQ и SPL. В зависимости от того, на чей ты стороне, будет сильно зависеть, какой динамик лучше выбрать.
Sound Quality (SQ). Направление соревнований в автозвуке, которое насчитывает не один десяток лет
Основная задача – добиться от системы максимального качества звучания, также во внимание берётся и её оформление – все должно быть аккуратно и красиво. Такая система – мечта всех, кто хочет иметь в своем автомобиле не громкий, но быстрый и детальный бас.
Sound Pressure Level (SPL) Направление соревнований по уровню звукового давления, вошедшее в массы относительно недавно
Основная задача – добиться максимальной громкости от аудио системы. Бывало у вас такое, что сперва, откуда не возьмись, слышен бас, затем, минуты через 3, слышатся слова песни, а еще через 2 минуты появляется ваз 2114 – виновник всего этого веселья? Это и есть SPL система.
Как определиться, на чей ты стороне?
Вспомните наше начало статьи, про музыку у нас в голове. Самый лучший вариант — опыт, если у друга или знакомого стоит большой сабвуфер, от баса которого ходит ходуном вся крыша, и после прослушки дико хочется, чтобы в своей машине было также, скорее всего по венам у вас бежит кровь SPLщика.
Обратный пример: если громкость музыки не вызывает особой радости, а импонирует сбалансированное и живое звучание, здесь выбор очевиден – SQ.
Материал корпуса
Выбор материалов и расчёт конструкции является одним из важнейших этапов создания полочной акустики. Рекомендую вам использовать МДФ для изготовления корпуса колонок. Перед тем как заказывать распил листа МДФ необходимо узнать выполняют ли в выбранной вами мастерской точный и ровный распил на специальном оборудовании. В домашних условиях качественно провести распилку МДФ невозможно. Поэтому вам необходимо обращаться в специализированные деревообрабатывающие мастерские.
Дизайн колонок выбирается в первую очередь исходя из внешнего вида используемых динамиков. Необходимо отметить, что внешний вид в первую очередь зависит от того насколько качественно проведён распил древесины. Самостоятельно изготовить эффектную акустику у вас не получится. Необходимо заказать распил с помощью специальных высококачественных станков, что и позволит несколько улучшить внешний вид созданной полочной акустики.
Если же вы хотите создать своими руками акустику для гостиной нам необходимо использовать для изготовления натуральную древесину. В данном случае стоимость работ может многократно увеличится. Все необходимые выкройки по распилу древесины для изготовления колонок вы с легкостью сможете найти в интернете. Далее вам необходимо будет соотнести имеющиеся выкройки с рассчитанными вами размерами корпуса.
При желании вы можете использовать специальные программы для расчёта и проектирования трехмерных моделей колонок. Так, например большой популярности для этой работы пользуется бесплатная программа SkethUp, которая позволяет создавать трёхмерные конструкции, и в последующем получать по ним выкройки. Какой-либо сложности в использовании данной программы нет.
В нашем конкретном случае мы использовали достаточно простую конструкцию из шести стенок, которые соединялись друг с другом. Спереди мы делаем два выреза для динамиков. Сзади необходимо сделать небольшие отверстия для клеммника и фазоинвертора.
Созданные своими руками колонки вы можете украсить путём оклейки корпуса. В данном случае вариантов может быть несколько. Самый простой – это оклейка плёнкой. Данная работа не представляет сложности, однако внешний вид конструкции может быть далёк от идеала. Заманчиво может выглядеть идея покрасить колонки различной краской или же покрыть специальным лаком для дерева.
Необходимо отметить, что подобный способ отделки корпуса не пользуется должной популярностью, так как окрашенные колонки впишутся не в каждый интерьер. Универсальным способом отделки полочной акустики можно назвать оклейку их шпоном из натурального дерева. Впрочем, многим может показаться такой вариант достаточно скучным. Выбор варианта всецело за вами.
Подчеркнуть эффектный внешний вид полочной акустики вы можете, используя дополнительных накладки из кожзаменителя на ободке колонок. Приобрести такие накладки вы можете в специализированных магазинах или же использовать подручные средства. Помните лишь о том, что монтировать накладки необходимо максимально аккуратно, чтобы не повредить сам динамик.
Используемые для работы инструменты
В своей работе вам потребуется использовать следующие инструменты:
- Шлиф-машинка.
- Фрейзер.
- Дюбель бабочка.
- Электролобзик.
- Циркулярка.
Распил материала
Как было сказано выше, лучше всего распиливать листы материала с помощью специальных станков. Подобная услуга имеет доступную стоимость, что и позволяет получать максимально качественно обработанную кромку реза. В том случае, если вы планируете выполнять раскрой самостоятельно, вам потребуется использовать циркулярный резак и специальную шлиф-машинку, которая позволит подогнать элементы друг к другу.
Push/Pull (Тяни/Толкай)
В закрытый корпус с единым внутренним объемом устанавливаются два динамика. Один из которых ставится обратной стороной (один направлен наружу, а второй направлен внутрь).
Подключение к усилителю происходит в противофазе, но в реальности работа диффузоров динамиков получается синфазной. По сути ни чего нового, кроме того, что один из динамиков перевернули. Это даже к типу акустического оформления вряд ли можно отнести.
Нечетные гармоники, согласно теории Венса Дикесона (Vance Dickason) самоустраняются. И если верить фирме, M&K, специализирующейся на производстве Push/Pull сабвуферов, такой подход позволяет избавиться даже и от четных гармоник.
Гармонические искажения рожденные аномалиями динамика и его составных частей, сокращаются за счет аналогичных инвертированных аномалий второго динамика.
Теоретически это вроде должно давать плюсы. Но судя по всему они очень небольшие. Так как взять и перевернуть стороной один из динамиков задача не сложная.
Для выбора типа оформления нужно знать базовые параметры Тиля-Смолла вашего динамика, — полная добротность Qts , резонансная частота Fs. и эквивалентный объем.
Традиционно:
Qts > 1,2 это головки для открытых ящиков, оптимально 2,4; 0,6 < Qts < 1,2 — головки для закрытых ящиков, оптимально 0,7–0,8; 0,4 < Qts< 0.6 — для фазоинверторов, оптимум — 0,4; 0,2 < Qts< 0.8 — для систем с пассивным излучателем; Qts < 0.4 — для рупоров.
Есть мнение, что нужно сортировать головки не по добротности, а по величине Fs/Qts и как ориентир:
Fs/Qts > 30 экран и открытый корпус; Fs/Qts > 50 закрытый корпус; Fs/Qts > 85 фазоинверторы; Fs/Qts > 105 Бандпассы (полосовые резонаторы).