Разновидности запорной арматуры, ее назначение и устройство

Задвижки

В инженерных сетях ставится и другая запорная арматура. Что это такое «задвижки» – один из видов трубопроводной арматуры?

Задвижка — представитель запорной арматуры, имеющий затвор в форме клина, диска или листа, который движется вдоль уплотняющих колец седла корпуса. Поток среды при этом перпендикулярен ходу затвора. Диаметр уплотнительных колец может быть меньше диаметра трубы, а может быть равен ему. В первом случае задвижки называются суженными, во втором – проходными.

В соответствии с формой затвора задвижки делят на параллельные и клиновые.

Эти изделия используются на технологических линиях и магистральных трубопроводах. Шпиндель в задвижках может быть невыдвижным или выдвижным. Чтобы закрыть или открыть проход, шпинделю приходится делать достаточно много оборотов. Поэтому подобные задвижки снабжают электроприводом для дистанционного управления. Клиновые задвижки имеют невыдвижной шпиндель из чугуна. Их давление составляет 0,25 МПа. Диаметр арматуры — от 800 до 2000 мм, масса достигает 14 тн.

Преимущества задвижек:

  • не требуется преодолевать давление рабочей среды при движении рабочего органа;
  • прямой поток среды, позволяющий минимизировать сопротивление в открытом состоянии;
  • симметричность конструкции.

Недостатки задвижек:

  • сильное трение при движении рабочего органа задвижки;
  • большая строительная высота из-за того, что шток должен выдвигаться минимум на два диаметра трубы;
  • высокий износ затвора в промежуточном положении.

К трубе задвижки присоединяются при помощи фланцев. Большая часть деталей – чугунная. Материал прокладки – паронит, набивка сальника — асбест.

Трубопроводы, транспортирующие топливный газ с температурным режимом до 100 °С, используют двухдисковые клиновые задвижки чугунные. Они имеют невыдвижной шпиндель и рабочее давление 0,6 МПа. Предусматривают только ручное управление.

Аналогичные двухдисковые задвижки, но с выдвижным шпинделем ставятся на трубопроводы с коксовым газом. Они рассчитаны на работу при давлении 1,8 МПа и температуре 200 °С.

На нефтепроводы и маслопроводы устанавливаются сварные клиновые задвижки из стали. В их конструкции используется выдвижной шпиндель и патрубки. Максимальная температура среды для этих задвижек составляет 250 °С. Материалом всех деталей задвижки служит углеродистая сталь.

Разновидности арматуры запорного типа

Различают следующие типы запорной трубопроводной арматуры:

  • краны;
  • вентили (клапаны);
  • задвижки;
  • заслонки.

Классификация кранов

Запорные краны преимущественно предназначены для бытовых трубопроводов с малым давлением.

Устройство запорной арматуры-крана следующее:

  • корпус;
  • запорный элемент;
  • рукоять;
  • набор уплотнительных прокладок.

Элементы, входящие в состав запорного крана

Классификация устройств может быть произведена по нескольким признакам:

  • типу запорного элемента;
  • методу установки.

Элементом, перекрывающим поток проходящей среды, может быть:

  • шар. В соответствие с этим кран носит название шаровой (рисунок выше);
  • конус в виде пробки (пробковый кран).

Запорный кран пробкового вида

Крепиться к трубопроводу краны могут:

муфтовым способом. Фиксирующие гайки наворачиваются на подготовленную на трубе резьбу;

Кран, устанавливаемый на резьбу

  • фланцевым способом. В качестве фиксирующих элементов выступают фланцы, соединяемые между собой болтами;
  • методом сварки.

Устройства, устанавливаемые на фланцы и методом сварки

Каждый кран имеет свое условное обозначение. На маркировке, нанесенной на корпус устройства, в обязательном порядке отражаются:

  • диаметр условного прохода (DN);
  • условное давление, на которое рассчитано устройство (РN);
  • материал, примененный для изготовления крана;
  • предприятие-изготовитель;
  • дополнительные справочные материалы (дата изготовления, номер партии и так далее).

Условные обозначения основных параметров крана

Если знать маркировку, то всегда можно самостоятельно подобрать запорное устройство.

Использование вентилей

Запорный клапан (вентиль) состоит из корпуса с двумя концами для крепления устройства и седла, перекрываемого затвором.

Клапан для перекрытия трубопровода

Основная отличительная особенность вентиля от крана – это высокий класс герметичности, что позволяет использовать устройство на газопроводах.

Клапан, как и кран, может присоединяться к трубопроводу при помощи муфт, фланцев или сварки.

Выпускаются вентили, приводимые в действие:

  • маховиком (ручное управление);
  • электроприводом (электронное управление), в том числе и с помощью дистанционного пульта управления.

Маркировка запорной арматуры – вентиля также содержит:

  • условное обозначение модели устройства;
  • проход;
  • обозначение типа присоединения к трубопроводу;
  • давление;
  • материал исполнения;
  • климатическое исполнение;
  • документ, на основании которого вентиль изготовлен.

Обозначение параметров вентиля

Предназначение и разновидности задвижек

Наиболее часто используемым элементом любых трубопроводов является задвижка. Устройство представляет собой корпус и крышку, между которыми располагается затвор.

Простейший вид запорной арматуры

Назначение запорной арматуры – задвижки – любые трубопроводы, диаметр которых варьируется от 15 мм до 2000 мм.

Преимуществами устройства, по сравнению с другими видами запорной арматуры, являются:

  • простота обслуживания и конструкции;
  • небольшие размеры;
  • малое сопротивление.

Задвижки могут изготавливаться из следующих материалов:

  • стали;
  • чугуна;
  • цветных металлов и сплавов из них.

Управление задвижками происходит:

  • ручным способом (вращением рукояти);
  • электроприводом;
  • гидроприводом.

Задвижки с электроприводом или гидроприводом преимущественно устанавливаются на промышленные трубопроводы.

Обозначение запорной арматуры (задвижки) определяет:

  • вид и наименование устройства;
  • условный рабочий диаметр;
  • максимальное давление в системе;
  • тип привода;
  • положение устройства в рабочем состоянии;
  • категорию размещения;
  • климатическое исполнение;
  • тип соединения устройства с трубопроводом.

Обозначение параметров задвижки

Назначение заслонок

Запорным элементов в заслонке является диск, который вращается вокруг оси.

Разновидность запорной арматуры для трубопровода

Заслонки преимущественно используются на трубопроводах, имеющих большой диаметр и находящихся под небольшим давлением, так как класс герметичности устройства достаточно низкий.

Заслонка может управляться:

  • маховиком, приводящим в действие ось вращения (ручное управление);
  • гидроприводом;
  • электроприводом.

В большинстве случаев корпус запорного устройства изготавливается из чугуна, а поворотный диск – из стали.

Устанавливаются заслонки:

  • методом сварки;
  • фланцевыми крепежами.

Заслонки могут использоваться в трубопроводах с химическими жидкостями и канализационных системах. Для водоснабжения или отопления практически не применяются.

Марка запорной арматуры  – задвижки, а так же номер партии, диаметр, давление и область определения обозначаются на корпусе устройства аналогично ранее приведенным схемам.

Как работает запорные и регулирующие краны?

В большинстве случаев запорно-регулирующая арматура находит свою работу на трубопроводах, где требуется контроль объема подачи горячей и холодной воды и давления в системе. Кран обычно имеет рукоятку с перемещением на четверть оборота реже на пол-оборота, чтобы легко переключаться из открытого положения в закрытое положение в случае выполнения таких работ, как устранение течи, выполнение иных ремонтных работ.

Для вентильных устройств необходимо повернуть рабочий маховик или колесо на несколько оборотов вокруг оси, до тех пор, пока запорный механизм не ляжет на седло и не перекроет поток. Запорная арматура не дает широкой возможности контролировать поток воды или давление, которое максимально в открытом положении. Располагается запорная арматура между источником, центральным распределительным пунктом воды (газа) в доме или ином здании и системой распределения внутри отдельного помещения.

Запорные клапаны используются как отсекающие поток устройства, они обеспечивают перекрытие потока. Их устанавливают до и после таких элементов, как: бойлер, насосы, фильтры, теплообменники, резервуары для горячей воды для бытового потребления, распределители напольного отопления. Кроме того, в этих установках имеются специальные запорные клапаны, имеющие отличную форму для использования («прямые» или угловые), которые позволяют отключать любой радиатор во время технического обслуживания или ремонта, не затрагивая другие радиаторы в установке центрального отопления.

Виды запорной, регулирующей и запорно-регулирующей арматуры

  • Краны. Чаще всего стандартные водопроводные краны диаметром от трех восьмых до одного, полутора дюймов. Обычно это шаровые или вентильные краны на вводе в квартиру, отдельные помещения.
  • Вентили (клапаны). Применяются там же, где и краны, но также могут устанавливаться на трубах диаметром до полутора-двух дюймов, могут устанавливаться на внутридомовых распределительных сетях.
  • Задвижки – устройства для использования на магистральных трубопроводах, диаметром от двух дюймов и более.
  • Заслонки. Применяются на магистральных трубопроводах горячего и холодного водоснабжения, отопления.

Вид запорно-регулирующей арматуры, обеспечивающей регулирование заданных технологическими условиями и параметрами состояний рабочей среды, расхода, а также для поддержания необходимого давления системы в проектных пределах называется регулирующей арматурой.

Это может быть:

  • регулирующий клапан, способный уменьшить или увеличить поток жидкости или газа;
  • запорно-регулирующий клапан, который помимо регулирования может обеспечить полное запирание системы;
  • смесительный клапан, который может обеспечить смешение нескольких потоков в заданной пропорции;
  • регулятор давления прямого действия, устройство, которое используется, если необходимо обеспечить точное регулирование или поддержание давления в системе;
  • регулятор уровня жидкости или газа чаще всего с обратной связью по уровню расхода или иным параметрам.

Водозапорная арматура для распределительных сетей


Такие изделия различных видов и назначения предназначаются для доставки воды от питающей емкости до конечной точки потребления. Ее основное назначение — это закрытие или открытие потока жидкости в трубопроводе, а также регулировка давления в сети. Проще говоря, любой из этих механизмов, будь то кран или клапан, позволяет отсечь или возобновить подачу воды.

Устройство отсечной арматуры довольно простое. Основой является чугунная или латунная труба. В нее вставляется клапан, который может частично или полностью перекрывать просвет в трубе, что приводит к изменению давления в трубопроводе или прекращению потока. Управление  механизмом производится при помощи рычажного крана произвольной формы.

Запорный клапан

Запорные клапаны играют важнейшую роль в большом количестве регуляторов трубопроводных сетей. Это самая распространенная запорная арматура. Что это такое, можно увидеть на картинке.

Это детали, у которых есть затвор, имеющий вид тарелки конусной или плоской формы, который двигается параллельно оси уплотнительной поверхности седла корпуса возвратно-поступательно или по дуге.

Запорный клапан предназначен для остановки потока жидкости или газа в одном направлении. Он имеет специальный механизм, который позволяет открыть или закрыть клапан, контролируя поток среды.

Вентиль — разновидность запорного клапана, перемещение затвора которого осуществляется посредством резьбовой пары.

Наиболее распространены запорные вентили, устанавливаемые на трубопроводы. Регулировка в них происходит в ручном режиме с использованием маховика или дистанционно с помощью электропривода.

Прочность уплотнения обеспечивается кольцами, изготовленными из кожи, резины или фторопласта-4. Запорные вентили используются в трубопроводах, рабочей средой которых являются воздух, пар или вода. Для соединения с трубой применяется резьбовая муфта. Для заполнения сальника используется асбестовая набивка АП-31 – шнур из сплетенных асбестовых нитей с антифрикционной пропиткой.

В водопроводах с температурой воды менее 50 °С устанавливают запорные вентили муфтовые. Это оборудование способно работать в любом положении. При этом вода поступает под золотник. Корпус устройства чугунный, прокладки – паронитовые, уплотнительное кольцо сделано из кожи, а набивка сальников – асбестовая.

В трубопроводах для транспортировки воздуха или воды среда прогревается до температуры +45 °С. В таких инженерных сетях допустимо применение в запорной арматуре электромагнитного привода. Он рассчитан на работу при температурах до +50 °С. Направлен он должен быть вверх. Корпус устройства – чугунный. При этом золотник и крышка изготавливаются из стали. Такой вентиль управляется как вручную, так и дистанционно.

Маркировка и условные обозначения трубопроводной арматуры

Для наглядности и понимания, свободной ориентации в обозначении запорной арматуры, приведем ряд распространенных обозначений с расшифровкой:

1) Задвижка 30с41нж – стальная задвижка с механическим приводом с цилиндрической передачей и нержавеющими уплотнительными кольцами

2) Задвижка 30ч6бр – чугунная задвижка с пневматическим приводом и уплотнительными кольцами из бронзы и латуни

3) Задвижка 30нж541нж – 30 задвижка, нж – корпус из нержавейки, 5 – механический привод, 41 – № регистрации выпуска, нж – уплотнительные поверхности из нержавейки.

Расшифровка задвижки 30с99нж

  • 30 – тип арматуры – задвижка
  • с – материал корпуса — углеродистая сталь
  • 99 – номер модели
  • нж – материал уплотнения – нержавеющая сталь

Дополнительные характеристики 30с99нж:

  • клиновая – седла расположены под углом относительно друг друга, а при закрытии клин плотно входит в промежуток между ними
  • фланцевая – стыкуется с элементами трубопроводов с помощью фланцевых соединителей
  • с выдвижным шпинделем – конструкция предусматривает наружное расположение ходовой гайки и резьбы шпинделя, который при вращении совершает поступательное движение

4) Изделия серии 32с908р, где: 32 поворотный дисковый тип затвора

с поверхности затвора из стали (углеродистой)

9 тип привода (в данном случае указывает на производство запорной арматуры с электроприводом)

08 регистрационный № модели

4) 19с63нж. Число 19 означает затвор обратный, клапан герметичный. Маленькая буква «с» означает корпус выполнен из углеродистой стали. Буквы «нж» говорят, что уплотнительные поверхности в изделии выполнены из нержавеющей стали;5) 32с908р. «32» – изделие является затвором поворотным дисковым. «с» – выполнено из углеродистой стали. «9» – управляется электрическим приводом. Номер модели 08. «р» – уплотнительные поверхности выполнены из резины.

Запорные устройства: классификация и применением

Основные виды запорной арматуры для трубопроводов — задвижки, вентили, клапаны, краны и затворы. Для задвижек характерно движение запирающего элемента под прямым углом к продольной оси трубы, для клапанов — параллельно.

Вентили

Возможно применение вентилей на запорных изделиях диаметром до 0,3 м. Часто они применяются в конечных (тупиковых) участках системы во время ремонта. Запирающий элемент, нередко представляющий собой тело вращения или его часть, поворачивается вокруг оси, расположенной по отношению к оси трубы под произвольным углом. Могут использоваться вентили в качестве не только запорной, но и регулирующей арматуры.

Задвижки

Задвижки — это запорные элементы небольшой длины, предназначенные для работы в системах с малым гидравлическим сопротивлением.

По конструкции они бывают клиновыми (с составным, упругим, цельным клином) и параллельными (шиберными). В системах с небольшим давлением применяются задвижки последнего типа.

Основное предназначение задвижек — выполнять запорные функции; в большинстве случаев как регулирующие элементы они не используются. Во время работы задвижки могут быть выставлены в две возможные позиции: закрыто или открыто.

Лучше всего применять такие элементы в полнопроходных системах, то есть при отсутствии уменьшения сечения труб в патрубках. Например, задвижки идеальны для использования в магистральных трубопроводах, где рабочая среда перемещается непрерывно и с высокой скоростью.

Отличительная конструктивная особенность задвижки – присутствие шпинделя, который, в зависимости от конструкции, выдвигается или нет.

Как уже отмечалось, задвижки бывают двух основных типов: шиберные и клиновые.

В конструкцию шиберных элементов включён металлический клин, при движении разрезающий инородные элементы рабочей среды. Шиберными задвижками оснащаются трубопроводы для фекальных стоков, целлюлозно-бумажного производства и т.д.

В случае же необходимости проведения периодического ремонта элементов системы устанавливают клиновые задвижки, состоящие из чугунного корпуса, внутри которого установлен соединённый с клином вращающийся шпиндель. Клиновые задвижки используют при обслуживании систем транспортировки газов и жидкостей, не реагирующих с материалом изготовления трубопровода. Корпус и крышка таких изделий свариваются из вырезанных из листовой коррозионностойкой или углеродистой стали деталей.

Клапаны

Предназначение клапанов – открываться и закрываться при определённых условиях, например, при достижении какого-либо уровня давления или смене направления движения рабочей среды.

Изделия подразделяют на одно- и двухсёдельные, причём обычно в производстве используется второй тип, одновременно осуществляющий распределительные и регулирующие функции.

Основываясь на направлении протекания рабочей среды, клапаны делят на угловые (направление меняется на 90°), проходные (направление не меняется) и прямоточные (линия движения среды выпрямляется).

Чтобы полностью перекрыть движение потока внутри труб, используют запорные клапаны. Эта арматура обеспечивает максимальную надёжность и герметичность системы.

Если возникает необходимость не допустить смены движения рабочей среды (к примеру, при выходе из строя насоса и повреждении или обрыве несущего канала), используют обратные клапаны.

С помощью регулирующих клапанов можно контролировать количество подаваемой в систему жидкости или газа, изменяя размер входного отверстия.

Запорно-регулирующие клапаны, как ясно из названия, осуществляют одновременно две функции.

Краны

Более универсальный вариант трубопроводной арматуры – краны. Их можно использовать как запорные, регулирующие или распределительные устройства. Подходят краны для любых, в том числе вязких, жидкостей и газов. Ремонт этих приспособлений требует больших усилий и наличия опыта.

Краны состоят из затвора (или пробки) шарообразной, конусообразной или цилиндрической геометрии, с отверстием в центре, и корпуса. Производятся эти запорные элементы из латуни, бронзы, чугуна и стали, а в случае более агрессивных внутренних условий – из фарфора или специального пластика.

Краны принято подразделять на группы в зависимости от:

  • направления движения потока и количества патрубков (проходные, трёхходовые, угловые, многоходовые);
  • принципа движения затвора (с отжимом, или подъёмом, или с вращением, без подъёма, затвора);
  • способа управления (ручные, с электро-, пневмо-, гидроприводами);
  • геометрии затвора (игольчатые, конусные, шаровые, цилиндрические);
  • способа обеспечения герметичности (сальниковые или натяжные).

Запорно-регулирующая арматура (общие сведения и виды)

Управление потоками в трубопроводных системах, линиях и участках осуществляется с использованием устройств, объединенных общим названием трубопроводная арматура. К арматуре относят и соединительные элементы трубопроводов — фланцы, тройники, муфты и т.д.

Запорно-регулирующей (трубопроводной) арматурой называются устройства, предназначенные для перекрытия или распределения потока среды, регулирования различных параметров технологических процессов (давления, напора, температуры, количества подаваемого вещества и т.д.). Регулирование технологических процессов осуществляется за счёт изменения расхода транспортируемой среды.

Трубопроводная арматура монтируется на трубопроводах, ёмкостях и других агрегатах в которых необходимо отключать, распределять или регулировать потоки транспортируемых либо используемых сред.

По функциональному назначению трубопроводная арматура делится на виды, основными из которых являются (согласно ГОСТ Р 52720-2007 Арматура трубопроводная промышленная.):

  • запорная арматура,
  • регулирующая арматура,
  • запорно-регулирующая арматура,
  • защитная арматура,
  • предохранительная арматура,
  • смесительная арматура,
  • фазоразделительная арматура.

Запорная арматура

Как уже понятно из названия запорная арматура предназначена для полного перекрытия потока среды в трубопроводе. Это самый распространённый тип трубопроводной арматуры. Более 80% всей арматуры является запорной.

Регулирующая и запорно-регулирующая арматура

Регулирующая арматура предназначена для поддержания необходимых значений определённых параметров технологических процессов путём регулирования расхода рабочей среды. Основными регулируемыми параметрами является температура, давление, состав и концентрации веществ, участвующих в процессе. По конструкции она сходна с запорной и нередко одни и те же типы и даже марки трубопроводной арматуры могут и используются и в качестве регулирующей, и в качестве запорной арматуры.

Также к регулирующей арматуре относится и дроссельная (дросселирующая) арматура, предназначенная для значительного снижения давления среды и работающая в условиях больших перепадов давления.

Предохранительная и защитная арматура

Предохранительная и защитная арматура предназначена для исключения негативного воздействия на оборудование рабочей среды в случае превышения допустимых значений давления или направления потока рабочей среды.

Различие между предохранительной арматурой и защитной арматурой заключается в том, что при возникновении аварийного состояния параметра среды предохранительная арматура открывается для выпуска избыточного количества рабочей среды, а защитная закрывается, отсекая защищаемый участок от остальной части трубопровода, что предохраняет его от недопустимых воздействий.

Смесительная арматура

Распределительно-смесительная арматура, предназначенная для распределения потока рабочей среды по определенным направлениям или для смешивания потоков среды, используется в основном в системах отопления, для достижения требуемой температуры теплоносителя, путём смешивание поступающей и обратной воды.

Фазоразделительная арматура

Фазоразделительная арматура предназначена для автоматического разделения рабочих сред в зависимости от фаз и состояния этих сред.

Соединение арматуры с трубопроводом может осуществляться с помощью муфт с внутренней резьбы, цапок на наружной резьбе с уплотнением, ниппеля, с помощью фланцев или сварки.

Сварка является одним из самых надёжных способов соединения элементов трубопроводной системы, кроме того, при использовании арматуры высокого давления сварное соединение становится единственно возможным.

Фланцы представляют собой плоское кольцо или диск с отверстиями для болтов и шпилек, производят их в основном, из углеродистых, легированных и нержавеющих сталей и других металлов. Фланцы в виде отдельных деталей чаще всего приваривают или привинчивают к концам соединяемых деталей, хотя часто фланец может быть частью самой детали или трубы.

Испытания на герметичность трубопроводной арматуры, на прочность корпуса, узлов, деталей — проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям необходимо производить перед установкой на трубопровод. В идеале этим должен заниматься поставщик продукции, предоставляющий гарантию качества своей продукции.

Требования к маркировке изделий

В соответствии с отечественными ГОСТами маркировка запорной арматуры наносится непосредственно на корпус изделия. Всю информацию о конкретной модели наносят с лицевой стороны, а знак товаропроизводителя – с обратной. Маркировка запорной арматуры на металлическую поверхность корпуса наносится тремя основными способами:
• штамповка. Представляет собой процесс деформации материала. Таким тиснением на поверхности корпуса арматуры создаются буквы и цифры. Долговечность данного тиснения такое же, как и у самой арматуры;
• гравировка. Является одним из древнейших способов нанесения на металлы надписей. Гравировку можно встретить на дореволюционных вентилях и кранах. Нанесения букв и цифр осуществляется с помощью резца, в роли которого может выступать штихель, фреза, пуансон (внешне похож на гвоздь);
• клеймение. Представляет собой достаточно сложный процесс, который потребует определенного навыка и профессионализма от исполнителя. Для нанесения используется специальное оборудование – электроискровой карандаш. Данный способ используется достаточно редко.

Следует отметить, что в зависимости от материала корпусных деталей, наружные поверхности запорной арматуры могут окрашиваться в соответствующий цвет:

• синяя покраска означает легированную сталь;
• голубая – коррозионную сталь;
• черный цвет окраски соответствует серому ковкому чугуну;
• серый – углеродистой стали.

Буквы и цифры на арматуру нужно наносить без наклона. Размер шрифта и стрелок (нанесение литьем) указываются согласно приложению «Д» к ГОСТУ 4446. Если используется метод гравировки, то нужно учитывать предписания ГОСТа 26.008-85. При использовании иных методов нанесения маркировки на арматуру нужно руководствоваться положениями ГОСТа 2930-62. Условные символы наносят с обеих сторон изделия. Лицевой частью считается правая сторона корпуса задвижки. Она определяет по направлению потока жидкости, нефти или газа. Если такие данные отсутствуют, то лицевая и обратная сторона изделия определяется в КД (п.4.2 ГОСТа 4446). Часть информации может быть нанесена на фланцы и присоединительные патрубки. Например, на фланце корпуса 6, на фланце соединения «корпус-крышка» 4, 8, 10-22. Если диаметр задвижки менее 50 мм, то необязательные символы можно наносить на бирку или информационную табличку.

Какой цвет наносят и почему Маркировка не единственное условие при изготовлении и использовании задвижек. Корпус и крышка окрашивается в конкретный цвет. Он зависит от разновидности металла, используемого при изготовлении арматуры (Приложение «Е»): Ковкий и высокопрочный чугун – черный. Углеродистая сталь – серый. Легированная сталь – синий. Высоколегированная сталь, жаростойкие и жаропрочные сплавы – голубой.

При покраске трубопроводной арматуры для газопроводной магистрали нужно руководствоваться ГОСТом Р 56001-2014. При покраске задвижек для магистральных нефтепроводов нужно учитывать предписания ГОСТа Р 55020-2012. Изменить цвет окраски завод-изготовитель вправе по требованию заказчика. Также возможна поставка неокрашенной продукции. Однако корпус и крышка каждого изделия грунтуется особым составом. На заметку! Места маркировки задвижки нельзя заливать краской. Нанесенные знаки должны быть различимы после всех видов обработки изделия.

Какой бывает регулирующая арматура

Производятся различные виды (или правильнее — разновидности) регулирующей арматуры. Из четырех основных типов трубопроводной арматуры в этом качестве используются три — клапаны, краны и дисковые затворы. Только относящиеся преимущественно к запорной арматуре задвижки для регулирования применяются ограниченно. В ряде нормативных документов специально оговаривается нежелательность использования запорной арматуры в качестве регулирующей. Но, как известно, правил без исключений не бывает.

Регулирующая арматура может быть реализована в виде регуляторов. Хотя считать регуляторы самостоятельным типом регулирующей арматуры по конструкции затвора неправильно, поскольку тип арматуры определяется направлением перемещения запирающего или регулирующего элемента относительно потока рабочей среды. А регуляторы ─ это устройства, в которых один из перечисленных выше типов арматуры (например, клапан) является всего лишь частью конструкции.

Основной «массив» регулирующей арматуры формируют регулирующие клапаны, нередко являющиеся наиболее значимым и дорогостоящим элементом контура регулирования.

Регулирующие клапаны могут быть предназначены для выполнения конкретных задач. Например, т. н. дыхательный клапан (другие названия ─ впускной клапан, выпускной клапан) служит для герметизации емкостей, содержащих газ, воздух или пар, обеспечивая поддержание в пространствах этих емкостей заданных параметров давления. С помощью редукционного клапана за счет увеличения гидравлического сопротивления осуществляется снижение рабочего давления в системе.

Существует большое разнообразие конструкций регулирующих клапанов. Они могут иметь один затвор — односедельный клапан или проходное сечение, образованное двумя и более последовательно расположенными на одной оси затворами, ─ многоступенчатый клапан, например, регулирующий двухседельный клапан.

В получающих все большее распространение клеточных клапанах затвор выполнен в виде неподвижной детали, которую из-за наличия в ней профилированных отверстий для пропуска рабочей среды называют клеткой. Перемещающийся внутри клетки плунжер изменяет суммарную площадь открытых сечений этих отверстий, что позволяет клеточному клапану эффективно выполнять регулирующие функции.

Золотник ─ запирающий элемент затвора клапанов, обеспечивающий регулирование расхода рабочей среды, ─ может быть тарельчатым, поршневым (цилиндрическим), сферическим, игольчатым. В последнем случае регулирующий клапан носит название игольчатый клапан.

В качестве регулирующей арматуры применяют обладающие целым рядом преимуществ дисковые затворы. Они требуют мало места для установки, обеспечивают высокую производительность, не приводят к потере давления, с металлическим уплотнением могут применяться в широком диапазоне температур, имеют сравнительно небольшую стоимость.

Хорошо подходят для регулирования вязких жидкостей и пульп шаровые краны. Для управления регулирующей арматурой используются разные приводы: пневматические, гидравлические, электрические.

Что такое запорная арматура

Современная запорная арматура для трубопроводов — это класс деталей, применяемых для полной остановки потока газа или жидкости в трубопроводе, и обеспечивающих идеальную герметичность относительно окружающей среды. Количество единиц используемой запорной арматуры максимально по отношению к другим ее разновидностям и достигает 80% от их общего количества.

Использование запорной арматуры распространяется на все виды трубопроводов, она используется при транспортировке:

  • нефти
  • химических веществ
  • пищевых веществ

Для производства запорной арматуры используются различные сплавы, металлы, материалы: углеродистые, легированные и жаропрочные стали, чугун всех видов, титановые сплавы, латунь, бронза, керамика, пластмасса.

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Затворы

  • водо- и теплоснабжения;
  • отвода стоков;
  • пожаротушения;
  • кондиционирования;
  • газораспределения.

У этой запорной арматуры устройство и принцип работы весьма просты. Клапаны имеют металлический корпус в виде короткого цилиндра. Он оснащен кольцевым седлом и ходовым узлом с маховиком для ручного управления. Функцию затвора выполняет диск – плоский или двояковыпуклый. Он располагается под углом или перпендикулярно относительно рабочего потока. Открытие и перекрытие осуществляется путем вращения диска вокруг своей оси. При движении маховика диск поворачивается на 90°, плотно прижимаясь к седлу для перекрытия потока или открывая проход для его свободного движения.

Характеристика поворотно-дисковой заслонки

В качестве запорно-регулирующего элемента используется поворотный диск. Заслонки широко применяются для систем отопления, водоснабжения и кондиционирования. В качестве рабочей среды заслонки может выступать техническая или подготовленная вода. Основными элементами данного устройства являются:

  • Корпус;
  • Диск;
  • Верхний вал;
  • Нижний вал;
  • Седло;
  • Подшипники;
  • Крышка;
  • Кольцевое уплотнение;
  • Упорное кольцо;
  • Стяжной болт;
  • Шпонка;
  • Вкладыш;
  • Гайки и шайбы.


Поворотно-дисковая заслонка

Основными преимуществами данного устройства являются:

  • Низкая стоимость;
  • Простота в эксплуатации и обслуживании.

Недостатки поворотно-дисковой заслонки:

  • Чувствительность к перепаду давления;
  • Ограниченные способности регулировать поток рабочей жидкости.

Маркировка запорной арматуры

На корпус задвижки наносят символы согласно ГОСТу 4446. Они содержат: Диаметр прохода. Его указывают в миллиметрах. Пример: в описании буквы и цифры «DN250» или цифры «250». Номинальное давление. Единица измерения – «кГс/см²» или «бар». Пример: описание содержит буквы и цифры «PN25». Еще давление можно указывать в МПа. Но, тогда делается приписка: «PN2,5МПа».

Материал корпуса. Здесь отображают краткое описание сплава. Например, задвижка из стали – «25Л» или «WCB». Логотип производителя. Разрешается использование сокращенного названия. Пример: ЗАО «СибЗТА». Дата изготовления арматуры. Допускается несколько вариантов нанесения. Пример: «08.2015», «08/2015» или «август 2015». Заводской номер. Пример: «77» или «№77». Иногда производители указывают номер и дату изготовления. Маркировка выглядит так: «04.2015 – 77», «04.2015 – №77» или «77 – 04/15». Направление вращения штурвала. Оно отображается в виде стрелочек на маховике ( закр. или откр. ). Изготовитель также может нанести дополнительные символы: Описание задвижек по КД. ГОСТ или ТУ, по которым производился выпуск запорной арматуры. Данные о приеме ОТК. Стандартное положение затвора. Вес запорного устройства. Климатическое исполнение. Тип прокладки (ПОН-Б, СНГ, ТРГ). Описание наносят на кромку фланца.

Обязательные символы наносятся на корпус маркируемого изделия. Также допускается повторение данных на табличке. На лицевой стороне отображается диаметр изделия, давление и материал корпуса. На обратной – данные о производителе, номер и дата выпуска, диапазон температур. Если габариты задвижки позволяют, то все данные отображаются на ее лицевой стороне. Отдельно маркировку наносят на электроприводы арматуры. Для этого используют металлические таблички. Их крепят на корпус двигателя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий