Что будет со стройкой, если не продлить разрешение
По истечении срока действия разрешения строительные работы должны быть приостановлены до успешного продления документа. В случае отказа в пролонгации дальнейшая стройка запрещена до того, как будет получено новое разрешение на строительство.
Если застройщик продолжает вести работы без разрешения или уведомления от госорганов, на него накладываются штрафные санкции по ст. 9.5 КоАП РФ:
- 2-5 тыс. руб.— на граждан;
- 20-50 тыс. руб. — на должностных лиц и ИП;
- 500 тыс.-1 млн руб. — на организации.
Административная ответственность для предприятий и ИП может включать приостановление деятельности на период до 90 дней.
Если объект нарушает технические нормативы, не соответствует утвержденным параметрам или представляет угрозу для населения, ведомства вправе обязать застройщиков демонтировать его за свой счет. При отказе снос проводится уполномоченными госорганами с предъявлением иска о возмещении расходов владельцу постройки.
КАК ДЕЙСТВУЕТ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН?
После получения пакета бумаг работники ответственной структуры в течение суток проверяют поступившую документацию. Они убеждаются в правильности комплектации и читабельности переданных сканов. При отсутствии замечаний заявление, поданное в электронном виде, регистрируется в информационной платформе. Если в процессе проверки выявлены ошибки или нет необходимых бумаг, переданному пакету присваивается статус «Принятие отрицательного решения».
При отсутствии замечаний сотрудник действует с учетом регламента по предоставлению госуслуги. Он направляет запросы в различные органы, участвующие в предоставлении таких услуг. В частности, запрашивается выписка из ЕГРН, данные из специальных Комитетов, занимающихся вопросами ЗУ, а также берется копия ГПЗУ в Комитете градостроительства и архитектуры.
Далее проверяется содержание бумаг и достаточность сведений для предоставления услуги. Уточняется достоверность переданной информации и принимается решение о возможности внесения изменений в разрешение на строительство с последующей выдачей откорректированного или нового документа. При наличии замечаний и оснований (упомянуты ниже) дается отказ. Итоговый документ подписывается начальником службы с применением квалифицированной (усиленной) подписи.
Готовое разрешение или бумага об отказе составляется в 2-х экземплярах. В первом случае в документацию вносятся изменения и прописываются сведения о прежнем разрешении (до момента внесения правок). Один вариант передается заявителю, а второй остается на хранении.
Услуга предоставляется в срок до 7 рабочих суток, после чего заявитель получает готовый документ (разрешение на строительство с внесенными изменениями) или отказ (выдается в виде уведомления). В последнем случае орган, занимающийся выдачей разрешительной документации, должен пояснить негативный ответ. Если заявитель соблюдал порядок внесения изменений и передал необходимый пакет бумаг, разрешение на строительство выдается без проблем (при отсутствии законных препятствий).
Как подать уведомление о планируемом строительстве в 2021 году
Уведомление о строительстве частного дома подается по упрощенной схеме, но требует соблюдения ряда обязательных норм и правил. Обратиться к уполномоченным органам с просьбой о принятии бумаги может только сам владелец или лицо, обладающее официальными полномочиями по его представлению.
Допускается передавать полномочия по нотариально заверенной доверенности.
Существует несколько способов подачи уведомлений о планируемом строительстве или реконструкции:
- Личное посещение уполномоченной инстанции. В период пандемии данный вариант наименее удобен и не везде доступен.
- Почтовым отправлением. Сложность такого вида подачи заключается в необходимости заверения всех прилагаемых бумаг и обязательной описи, которая удостоверяется работником почтового отделения. Письмо должно быть заказным с уведомлением о доставке.
- Через МФЦ. Многофункциональные центры принимают в порядке живой очереди или по предварительной записи. Удобство вариант заключается в доступности МФЦ и гибкого графика работы отделений.
- Посредством сервиса Госуслуг. Самый удобный вариант, бумаги подаются, не выходя из дома. Все нужные документы прикрепляются в виде сканов к электронному бланку заявления. Просьба рассматривается в установленный срок и не требует личного посещения регистрирующего органа.
Независимо от способа подачи рассматривать указанные в уведомлении аспекты будут в течение 7 рабочих дней, после чего направят ответ заявителю по почте или в электронном виде.
Бланк и образец уведомления
Для составления уведомлений создан специальный бланк, утвержденный Приказом Минстроя №591/пр от 19.09.2018 года.
Произвольная форма заполнения не принимается к рассмотрению. Заявителю достаточно скачать бланк и заполнить его от руки. Также допускается внесение печатной информации в него, но подпись обязательно проставляется ручкой. Исключение составляют бумаги, поданные через сервис Госуслуг, которые заверяются электронной цифровой подписью.
Скачать бланк уведомления о строительстве
При заполнении формы необходимо придерживаться жестких законодательных требований. Понять тонкости внесения данных можно посмотрев заполненный образец уведомления.
В бланке обязательно прописываются следующая информация:
- Дата составления.
- Наименование органа, в который форма будет подаваться на рассмотрение.
- Сведения о застройщике: ФИО, адрес регистрации, паспортные данные. Физические лица заполняют пункты 1.1.1-1.1.3. Остальные пункты в 1 разделе предназначаются для юридических лиц.
- Данные земельного участка, на котором будет возведен объект: кадастровый номер, адрес или подробное описание местности, где он находится, реквизиты правоустанавливающих документов на землю, сведения о совладельцах (если они есть), вид использования.
- Информация о возводимом объекте: тип (ИЖС или дача), цель подачи (строительство или реконструкция), параметры дома по плану (количество этажей, общая площадь, расстояние от границ надела и т.д.).
- Схема земельного участка и строящегося на нем домовладения. Проще всего воспользоваться чертежом ЗУ с кадастрового паспорта. Снимается копия страницы и поверх нее рисуется планируемый объект. Масштабировать рисунок не обязательно.
- Почтовый адрес для направления ответа и/или адрес электронной почты.
- Согласие на обработку персональных данных.
- Подпись и расшифровка.
Завершается заполнение бланка перечислением приложенных документов.
Документы для подачи
Заполненная форма будет принята при условии, что заявитель предоставит обязательный пакет документов. В него включены такие бумаги:
Перед подачей документов требуется проверить земельный надел на ограничения права землепользования и застройки.
Как оспорить отказ?
Обжаловать отказ можно и в досудебном порядке в случае:
- если были нарушены сроки рассмотрения заявления и вынесения решения;
- отказа в приеме документации;
- необходимости расширить перечень предоставленных документов (помимо обязательных);
- требований оплаты за внесение изменений со стороны уполномоченного органа.
Направить её можно:
Чтобы оспорить отказ в судебном порядке, если он рассматривается как незаконный – можно. Для этого потребуется минимум усилий.
Однако, неточные формулировки, касающиеся случаев, когда можно изменять документацию, с одной стороны, наталкивают застройщика на мысли о возможности увеличении площади строительства, высоты здания и прочих габаритных показателей.
На деле же требования о таких изменениях остаются неудовлетворёнными и приходится заниматься оформлением новой разрешительной документации с обновлённым проектом.
На какой период можно продлить в 2022 году
Изначально разрешение на строительство выдается на срок, установленный проектом, для ИЖС этот период насчитывает 10 лет (п.19 ст. 51 ГрК РФ). На какое время уполномоченные ведомства продлят разрешение, устанавливается в индивидуальном порядке и зависит от ряда обстоятельств:
- этапа строительства;
- сроков, обозначенных в проекте;
- действующих строительных нормативов;
- применяемых технологий и материалов;
- причин задержки и так далее.
Преимущественно продление срока действия разрешения на строительство осуществляется на период до 3 лет. За назначенное время застройщик должен завершить все работы, отчитаться о введении объекта в эксплуатацию. Если строительство будет вновь не закончено, РНС повторно не пролонгируют — потребуется получать новый документ.
КОГДА ВОЗМОЖЕН ОТКАЗ?
Если застройщик знает, как внести изменения в разрешение на строительство, и четко следует рассмотренному алгоритму, с получением услуги трудности возникают редко. Но в некоторых ситуациях возможен отказ:
- Нет одного или нескольких документов.
- Отсутствуют сведения, что те или иные бумаги выдавались заявителю ранее.
- В перееденной документации указана неправдивая (некорректная) информация в отношении перехода прав собственности.
- Планы по размещению постройки не соответствуют требованиям законодательства. Речь идет о законах, действующих на момент предоставления услуги, или противоречат установленным в законах РФ правилах.
Что такое проект планировки территории?
Проект планировки территории (ППТ) представляет собой документ, состоящий из двух частей, который устанавливает локации для размещения различных объектов. Также в нем обозначены характеристики таких объектов. Речь о капитальных строениях, необходимых для обеспечения нормальной жизни населения: объекты транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также другие функциональные здания и конструкции.
Проект планировки предусматривает дальнейшее развитие территориального образования. Его разрабатывают для округа, микрорайона или другого элемента планировочной структуры. В нем содержится максимум информации, позволяющей оценить инвестиционную привлекательность района:
- сколько людей проживает или планируется к проживанию;
- каковы объемы жилищного или иного строительства;
- какие объекты допускается размещать на территории и т.д.
В проекте планировки есть положения, позволяющие обеспечить эффективное и безопасное дорожное движение, охрану окружающей среды, недопущение чрезвычайных ситуаций и прочее. На такой проект ориентируются при оформлении разрешения на строительство. Этот документ обеспечивает детальное градостроительное регулирование.
ППТ содержит данные о красных линиях, объектах различной инфраструктуры и прочие сведения, позволяющие оценить вероятность строительства конкретных зданий или сооружений. На основании проекта выдают ГПЗУ, который также используется для получения разрешения на строительство.
Проект планировки разрабатывается для конкретного квартала или района города. Он содержит чертежи, картографические материалы, схемы границ и список мероприятий, обоснования соответствия характеристик объектов градостроительным нормам. Без такого документа не представляется возможным нормальное развитие и формирование территориальной единицы.
Изменение условно разрешенного вида использования земельного участка.
По общему правилу, нет запрета на изменение условно разрешенного вида использования.
Однако, процедуры, которые необходимо пройти, достаточно сложны и затратны.
Тем не менее, если вы собственник участка и хотите выбрать условно разрешенный вид использования, то действовать нужно следующим образом.
Единой формы заявления нет.
Образец можно поискать на сайте местной администрации или в Правилах землепользования и застройки.
В данном заявлении обязательно нужно обосновать необходимость установления условно разрешенного использования участка.
В качестве обоснования можно указать — повышение эффективности использования земли.
В администрациях есть комиссии, которые рассматривают такие заявления.
Как правило, такие комиссии действуют при отделах архитектуры и градостроительства.
Комиссия проверяет заявление, готовит проект решения и организует общественные обсуждения или публичные слушания.
Указанные обсуждения или слушания проводятся в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В любом случае, срок проведения слушаний не может превышать 1 месяц.
По результатам общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации, которые направляются главе администрации.
На основании рекомендаций комиссии глава администрации принимает решение: разрешить или отказать в предоставлении условно разрешенного использования земельного участка.
Отказ можно обжаловать в суде.
3. Изменение условно разрешенного использования участка.
Если глава администрации вынес положительное решение, то оно является основанием для Росреестра установить условно разрешенный вид использования земельного участка.
Обратите внимание: заявитель несет расходы по проведению общественных обсуждений или публичных слушаний. Таким образом, собственник земельного участка имеет возможность установить условно разрешенный вид использования участка, протянув решение через процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний
Таким образом, собственник земельного участка имеет возможность установить условно разрешенный вид использования участка, протянув решение через процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний.
2-ой способ.
Использование материнского капитала в реконструкции
В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (далее ФЗ № 256) средства мат. капитала можно использовать на реконструкцию дома при соблюдении нескольких условий:
- исполнение ребенку 3-х лет;
- площадь жилья будет увеличена;
- дом оформлен в совместную собственность;
- площадь жилья на каждого члена не превышает 18 кв. м.
При соблюдении всех условий можно обратиться в пенсионный фонд России (далее – ПФРФ) и предоставить заявление о распоряжении мат. капиталом и следующие документы:
После проверки документов ПФРФ в течение 2-х месяцев переводит 50% от суммы субсидии на счет получателя капитала, а оставшиеся деньги перечисляются не ранее чем через полгода после получения первой части. Для этого необходимо повторно обратиться в ПФ РФ с заявлением и актом освидетельствования проведения реконструкции. Этот документ выдается отделом архитектуры и градостроительства в администрации.
В случае, если для проведения реконструкции был привлечен подрядчик, то после завершения работ вся сумма будет переведена на счет организации.
Если реконструкцию дома невозможно отложить до исполнения ребенку 3-х лет, то можно провести необходимые работы, а после получить материнский капитал на компенсацию расходов при реновации дома. Также ФЗ № 256 предусматривает возможность погашения кредита, взятого на реконструкцию, за счет государственной субсидии.
Возможна ли регистрация без разрешения
Довольно часто собственники земельных участков пренебрегают получением разрешения и начинают капитальное строительство без соответствующих документов.
Разумеется, в дальнейшем у них возникают проблемы с регистрацией постройки. Как можно зарегистрировать подобное строение?
Что следует учесть перед строительством без разрешения:
- Во время регистрации застройщику придется доказывать права на свой дом. Это ничего, но иногда противоречия в семье отображаются и на недвижимости. Гораздо сложнее приходится супругам, которые после строительства решили развестись – как тогда доказать причастность одной стороны к строительству?
- Доказательство прав на возведенную постройку может происходить только через суд – а это нервы, затраченное время и денежные средства.
- Самовольное строительство – это обязательный штраф.
- Если дом или другой объект строения грозит жизни людей, постройку заставят снести (или реконструировать, если подобное возможно в конкретном случае).
Самовольное строение можно узаконить, только обратившись в суд, но при этом следует соблюсти требования:
- обязательно проведение экспертизы для признания возведенного строения недвижимостью, в случае с домом – пригодным для проживания;
- строение признается самовольным строением;
- возведенная постройка не ущемляет права и деятельность других граждан (в первую очередь речь идет о соседях);
- строение соответствует всем требованиям и нормативам;
- потенциальному собственнику необходимо доказать участие финансового характера в строительстве – прикладывают чеки или договор-подряд, заключенный со строительной фирмой;
- у строения должна иметься вся техническая документация – ее изготавливают перед судом.
Зачастую суд отказывает в разрешении на регистрацию незаконно возведенной постройки. Основная причина – несоблюдение каких-либо требований, а также наличие нарушений в архитектуре возведенного строения.
В таком случае приходится устранять ошибки и начинать процедуру регистрации с самого начала.
7.5. Особенности внесения изменений в рабочую документацию
7.5.1. Внесение изменений в рабочую документацию производят согласно 7.1 — 7.3 с учетом положений 7.5.2 — 7.5.9.
7.5.2. При внесении изменений в листы основного комплекта рабочих чертежей в ведомости рабочих чертежей этого комплекта в графе «Примечание» указывают:
— для замененных, аннулированных и дополнительных листов — сведения в соответствии с перечислениями а) — в) 7.4.6;
-для измененных листов (рукописным способом) при внесении первого изменения — «Изм. 1», последующих изменений — дополнительно очередные номера изменений, отделяя их от предыдущих точкой с запятой.
Пример — Изм. 1; 2; 3.
В случае замены листов общих данных в ведомости рабочих чертежей этого комплекта допускается приводить сведения только о последнем изменении листов основного комплекта.
7.5.3. Если в основной комплект рабочих чертежей включают дополнительные листы, то им присваивают очередные порядковые номера и записывают в продолжение ведомости рабочих чертежей соответствующего основного комплекта.
При недостатке места в ведомости рабочих чертежей для записи дополнительных листов продолжение ведомости переносят на первый из дополнительных листов. При этом в конце ведомости рабочих чертежей, помещенной в «Общих данных», делают запись: «Продолжение ведомости см. на листе (номер листа)», а над ведомостью на дополнительном листе помещают заголовок: «Ведомость рабочих чертежей основного комплекта (Продолжение)».
При изменении наименований листов вносят соответствующие исправления в графу «Наименование».
При внесении изменений рукописным способом номера и наименования аннулированных листов в ведомости рабочих чертежей зачеркивают, автоматизированным способом — графу «Наименование» для аннулированных листов не заполняют.
7.5.4. При внесении изменений в документы основного комплекта, оформленного отдельными документами, вносят соответствующие исправления в ведомость документов основного комплекта рабочих чертежей.
7.5.5. При выполнении дополнительных и аннулировании ранее выполненных прилагаемых документов вносят исправления в раздел «Прилагаемые документы» ведомости ссылочных и прилагаемых документов соответствующего основного комплекта рабочих чертежей.
При замене в рабочих чертежах ссылочных документов (см. 4.2.8) вносят исправления в соответствующий раздел ведомости ссылочных и прилагаемых документов.
7.5.6. При выполнении дополнительных и аннулировании ранее выполненных основных комплектов рабочих чертежей вносят исправления в ведомость основных комплектов рабочих чертежей.
7.5.7. В таблицах изменений на листах общих данных исправления, внесенные в ведомости общих данных в связи с внесением изменений в листы основного комплекта и прилагаемые документы, не учитывают как участки изменений в соответствии с 7.3.11.
7.5.8. Регистрацию изменений в документах рабочей документации, оформленных титульными листами, производят также в таблице регистрации изменений по форме 11 (приложение М), которую размещают на титульном листе при внесении изменений.
7.5.9. Копии листов (измененных, дополнительных и выпущенных вместо замененных листов) рабочей документации на бумажном носителе направляют организациям, которым ранее были направлены копии документов, одновременно с копиями общих данных соответствующего основного комплекта рабочих чертежей, уточненных в соответствии с 7.5.2 — 7.5.6.
В электронном виде организациям направляют новые версии документов с внесенными изменениями (см. 7.3.6).
Данный документ представлен для ознакомления и не является точной копией нормативного документа (ГОСТ 21.1101-2013 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации»).