Габариты бордюрных камней и поребриков, как правильно установить

Сырье и материалы, использующиеся при производстве камней

Бетонный бордюрный камень может быть произведен из:

  • мелкозернистого бетона;
  • тяжелого бетона.

Бордюры, имеющие длину 1000 мм, производятся из мелкозернистого бетона. Технология изготовления — вибропрессование. Допускается применений других технологий, позволяющих обеспечить требуемые свойства изделий.

Для изготовления камней длиной 3000 и 6000 мм применяется тяжелый бетон, обязательно армирование.

Состав бетона для бордюра:

Используется щебень, имеющий марку прочности на сжатие от 1000 и морозостойкости — от F200.

  • Для снижения себестоимости производство допускается применение других ингредиентов: шлаков, золошлаковых смесей, золы-уноса.
  • Водоцементное соотношение не может превышать 0,4.

Добавки

Все применяющиеся при производстве бордюров добавки не должны ухудшать эксплуатационные характеристики продукции.

Материалы для армирования

Железобетонный бордюр армируется арматурной сталью.

Для изготовления петель используется горячекатаная арматура (ее диаметр 0,6…1,2 см), произведенная из стали ВСт3сп2 или ВСт3пс2

Предназначение и установка дорожных бордюров

Основное предназначения дорожного и тротуарного бордюра:

  1. Разграничение зон для пешеходов от проезжей части. Бордюр предотвращает выезд транспортных средств на пешеходные дорожки.
  2. Наличие бордюра сохраняет целостность и привлекательность городского тротуара. Он эффективно удерживает плитку на пешеходных дорожках, не допуская ее расползания.
  3. Бордюр играет роль не только стройматериала, но и является декоративным украшением местности.

Если плитку кладут не на цементный раствор, а на песок, тогда она тоже не привязана к конкретной местности. Из-за постоянного передвижения транспорта и людей возникает механическая вертикальная и горизонтальная нагрузка на плитку и подстилающие слои.

Бордюрный камень устанавливается ниже основания мощения на 10-20 см, образуя прочный и надежный барьер. Он эффективно защищает подстилающие слои дорожного полотна и элементы мощения от возможного сдвига

Это важно при мощении любых наклонных поверхностей

Предназначение и установка дорожных бордюров

Ни одна площади или улица не обходится без бордюра – узкой полоски по краю дороги. Во время строительства его устанавливают первоначально с целью обозначения границ, а затем выполняют укладку покрытия дороги. Дорожный бордюр обеспечивает четкое разделение проезжей части и тротуара. Также он укрепляет и защищает тротуарную плитку от воздействия атмосферных осадков (дождя, снега, града) и механических повреждений.

Бордюры, изготовленные методом «вибропрессования», считаются оптимальными для использования на отечественных дорогах. Им характерна устойчивость к внешним повреждениям и перепадам температур, эстетичность и долговечность. Бордюры этого вида гармонично впишутся в архитектурный интерьер любого стиля. Такие характеристики не свойственны бордюру, произведенному на основе обычного литого бетона.

Основное предназначения дорожного и тротуарного бордюра:

  1. Разграничение зон для пешеходов от проезжей части. Бордюр предотвращает выезд транспортных средств на пешеходные дорожки.
  2. Наличие бордюра сохраняет целостность и привлекательность городского тротуара. Он эффективно удерживает плитку на пешеходных дорожках, не допуская ее расползания.
  3. Бордюр играет роль не только стройматериала, но и является декоративным украшением местности.

Устанавливают бордюры ниже уровня подстилающего слоя, за счет этого они поддерживают тротуарную плитку. Если основание не железобетонное, то подстилающие слои делают из распространенных сыпучих материалов – щебня и песка. В этом случае нет четкой привязки к местности и возможны сдвиги отмостки.

Если плитку кладут не на цементный раствор, а на песок, тогда она тоже не привязана к конкретной местности. Из-за постоянного передвижения транспорта и людей возникает механическая вертикальная и горизонтальная нагрузка на плитку и подстилающие слои.

Бордюрный камень устанавливается ниже основания мощения на 10-20 см, образуя прочный и надежный барьер. Он эффективно защищает подстилающие слои дорожного полотна и элементы мощения от возможного сдвига

Это важно при мощении любых наклонных поверхностей

Как правильно установить бетонный бордюр самому

Для начала отвечу на частый вопрос — можно ли класть тротуарную плитку без бордюра?

Технология установки бордюра состоит из нескольких этапов:

  1. Разметка.
  2. Выемка грунта.
  3. Подготовка песчаной подушки.
  4. Монтаж бордюрного камня.

Определение границ и уклонов

При выполнении разметки участка желательно учитывать размер плиток, чтобы было меньше пилки и отходов. Не всегда это получается из-за наличия фиксированной площади, но если есть возможность — придерживайтесь этого правила.

Допустим, одна плитка 30*30 см, их входит 7 шт в ширину, добавляем по 0.5 см (не меньше) на швы — итого 30*7 + 0.5*8 = 215 см. Это размер от стены (забора, другого бордюра или иного ограничителя) до внутренней стороны устанавливаемого бордюра.

Отмечаем в начале и в конце площадки полученный размер и забиваем колья или пруты. Теперь необходимо определиться с уровнем установки бордюра.

Чтобы вода не стояла на плитке, необходим уклон. Если это отмостка — он делается от дома, на тротуаре можно сделать и поперечный уклон, и по его длине, то же самое при мощении двора.

Минимальный уклон составляет 2 см на метр. Если сделать меньше, вода будет собираться лужами в отдельных местах — производимая плитка, в своем большинстве, далеко не ровная по плоскости, и уложить ее идеально не получится (подробнее об уклонах).

Для определения высот необходим лазерный или гидроуровень. Ставим на крайних кольях на любой высоте метки по уровню горизонта. На той стойке, где плитка будет выше, делаем еще одну метку на высоте, подходящей для начала кладки. Высота зависит от рельефа участка, поэтому можно экспериментировать и метки сдвигать по ходу проб.

Замеряем рулеткой расстояние между этими двумя метками на стойке, прибавляем к результату 2 см умноженные на метраж дорожки, и откладываем этот размер от верхней метки на второй стойке.

Натягиваем по отложенным отметкам шнурок. Пример:

Если где-то рельеф неровный и бордюр утопает в земле, приподнимаем шнурок с двух сторон на равное расстояние. Или, наоборот, опускаем.

Выемка грунта

Вдоль натянутого шнурка выкапываем траншею шириной в 1-2 штыка лопаты. Глубина зависит от высоты уровня шнурка над поверхностью земли и размеров самого бордюра — расстояние от шнурка  до дна траншеи должно быть минимум на 5-10 см больше размера бордюрного камня по высоте.

В нашем регионе в обустройстве домашних участков используют бордюрные камни 20*50 см — значит копаем на глубину 25-30 см от шнурка. При других размерах бордюра расчет глубины аналогичен.

Подушка

Просыпаем дно траншеи песком — толщина слоя должна быть не менее 3 см. Примерный уровень поверхности подушки — ниже шнурка на размер высоты бордюра плюс 1-2 см (место под раствор).

Песок проливаем водой и трамбуем. После этих манипуляций стоит скорректировать уровень — он может заметно просесть в зависимости от толщины слоя.

Установка бордюрного камня

Готовим раствор. Для установки бордюра применяется смесь песка и цемента в соотношении 1:3 или 1:4, или покупается готовая марки М-300.

Раствор раскладывается по дну траншеи, на него устанавливается камень и подбивается киянкой до уровня натянутого шнурка. При этом не забывайте контролировать вертикальность монтируемого бордюра.

Операция повторяется до конца площадки, а последний камень, при необходимости, пилится в нужный размер.

После выставления всех бордюров необходимо их укрепить с обеих сторон

Если с внутренней стороны это не так критично, то с наружной крайне важно — нагрузки на плитку будут создавать давление на ее ограждение

Укрепляем камни все тем же раствором, делая из него упор минимум 5 см высотой (чем выше и шире, тем надежнее).

Некоторые нюансы

Пара частых вопросов.

Ответ зависит от технологии установки:

  • Если вровень с плиткой (это и называется бордюром) — лицевой стороной наружу.
  • Если выше плитки для отделения этой площадки от других зон, например, цветника (здесь камень зовется поребриком) — лицевой стороной вовнутрь.

На этот вопрос ответить сложнее, не видя конкретной ситуации. Если рельеф имеет значительные перепады, это создает определенные сложности, так как для бордюрного камня нужна опора и в воздухе его не повесишь.

Поэтому на самых высоких точках поверхности участка бордюр необходимо «закапывать по самую макушку», а в нижних точках, в случае необходимости, делать для его опоры утрамбованную насыпь или (что более трудозатратно) бетонную ленту. Потом все это снаружи присыпается землей и ровняется.

Но лучше выполнить планировку участка предварительно.

Сколько весит бордюр и поребрик

Масса камня отличается, причем в большинстве случаев – существенно. Она может быть разной из-за того, что для производства такого изделия применяется различный материал: бетон без наполнителя и с наполнителем, без арматуры и с арматурой. Кроме того, вес продукции разных марок тоже отличается, даже если кажется, что у них все параметры одинаковые. Производитель может дать свои размеры, которые несколько отличаются от стандартных. Погрешности на каждом участке суммируются, в общей сложности получается дополнительная часть материала. По этой причине рекомендуется уточнять у производителя все параметры.

Описание и функции

Тротуарный бордюр – это важный элемент отделки пространства. Его вариации и способы применения разнообразны

Но прежде чем обратить внимание на нюансы использования и производства данного вида обрамления, не будет лишним определиться c терминологией

«Бордюр» или «поребрик»? Оба названия верны для определения бортового камня. Разница в том, каким способом укладывать. Вообще-то, два понятия считаются синонимами. Конечно, слово «бордюр» имеет обобщающее значение.

Тротуарный блок, помимо эстетической стороны, выполняет ряд практических функций. Например, бордюры направляют потоки воды в сторону ливневых стоков, сохраняя целостность дорожного полотна. Бордюр является незаменимым элементом для тротуарной плитки, он прекрасно защищает ее от разрушения, предотвращая размывание мощеной поверхности. Остановимся подробнее на особенностях тротуарного бордюра.

Сколько весит бордюр и поребрик

Масса камня отличается, причем в большинстве случаев – существенно. Она может быть разной из-за того, что для производства такого изделия применяется различный материал: бетон без наполнителя и с наполнителем, без арматуры и с арматурой. Кроме того, вес продукции разных марок тоже отличается, даже если кажется, что у них все параметры одинаковые. Производитель может дать свои размеры, которые несколько отличаются от стандартных. Погрешности на каждом участке суммируются, в общей сложности получается дополнительная часть материала. По этой причине рекомендуется уточнять у производителя все параметры.

Изделия существенной длины (3-6 м) создаются с учетом нагрузок, которые будут оказываться на них. Это требует применения более прочного материала – тяжелого бетона с наполнителем. В состав могут входить и другие компоненты, повышающие прочность, морозоустойчивость и т. д. Как результат, вес бордюров разной длины отличается. Например, прямолинейные изделия представлены вариантами различного веса в диапазоне 18-145 кг. Камни с арматурой характеризуются весом от 100 до 1170 кг. Причем ГОСТом установлены отклонения от стандартных значений размеров, они составляют 3-4 мм.

Применение бордюра

  1. Дорожный, характеризуемый как бетонный сборный, – продукт серого цвета, имеющий шероховатую поверхность. Лицевая сторона данного бордюра отличается тем, что на ней нанесена своеобразная ватерлиния, которая служит ограничительной чертой подъема сточных вод. В соответствии с ГОСТом 6665-91 дорожный бордюр должен иметь длину 1 000 мм, высоту 300 мм и ширину 150 мм.
  2. Магистральный – бортовой камень с наклонным профилем, что позволяет коммунальным службам производить уборку проезжей части более комфортно. Обычно такой бордюр укладывается в населенных пунктах, но не редки случаи его использования при строительстве магистралей за городом. Длина магистрального бордюра составляет – 1 000 мм, ширина – 180 мм, ширина – 300 мм.
  3. Радиусный – находит свое применение на тех участках дороги, где проезжая часть закругляется без превышения радиуса в 10 м. Длина изделия может доходить до 1 000 мм при условии, что она не будет меньше 780 мм, ширина – 300 мм, высота – от 300 до 320 мм.
  4. Имеющий скошенный профиль – бордюр, устанавливаемый в местах заезда транспортных средств на тротуары, а также там, где наличествуют парковки.

Материалы, инструменты, оборудование

Для правильного монтажа бордюра понадобится приготовить инструменты в соответствии с технологией:

  1. Лопаты штыковую и совковую. Они нужны для копки траншеи, замешивания бетонной смеси, а также работы с раствором (при укладке камня на бетонное основание) и укладки щебеночного основания.
  2. Резиновая киянка. С помощью этого инструмента бортовые камни выравниваются по линии или радиусу, а также по высоте.
  3. Металлический молоток и кувалда при работе с каменными изделиями.
  4. Емкость для замешивания раствора, шпатель и мастерок — нужны при укладке ограждения на бетонное основание (разравнивание смеси) или для замазывания швов между бетонными бордюрами. Для больших объемов лучше приготовить бетономешалку.
  5. Клещи. Нужны при работе с бордюрами больших размеров и весом более 30-40 кг. С помощью клещей два человека могут перенести и установить элементы ограждения.
  6. Болгарка с алмазным кругом. Предназначена для резки бордюров.

Этот перечень инструментов понадобится для монтажа. До этого придется поработать с:

  • рулеткой для измерений и разметки;
  • колышками и веревкой;
  • уровнем строительным (1,5-2,0 м);
  • угольником;
  • карандашом или маркером.

Также понадобятся материалы:

  • песок (речной);
  • щебень (фракция мелкая или средняя);
  • цемент (марка 400 или 500);
  • вода;
  • бордюрный камень.

От качества перечисленных инструментов и материалов зависит конечный результат.

Технология укладки садовых и дорожных бордюров

В зависимости от назначения бордюрного камня (поребрика) различается и технология установки бордюра. Ее можно разделить на следующие этапы:

  • Подготовка грунта (выкопка траншеи или выравнивание основания);
  • Основание для установки бордюра (заливка бетонным раствором, для придания прочности);
  • Укладка бордюра для тротуарной плитки (бортового бетонного камня), с натягиванием специальной веревки.

Работу по установке бордюра (поребрика) лучше доверить профессионалам. От установки бордюрных камней зависит правильный уровень уклонов и водоотведение. Укладка тротуарной плитки и брусчатки зависит от правильной установки бордюрных (бортовых) камней. Не говоря о том, что профессионалы будут следовать всем правилам установки бортовых (бордюрных) камней. А также выполнят свою работу быстро и качественно, что позволит Вам сэкономить ваше личное время.

Не знаете, сколько стоит установка бордюров? Прайс-лист на установку бетонных бордюров (бортовых камней БР) находится выше. Цена установки тротуарных бордюров, зависит от объемов и сложности работ. Видео установки бордюров (поребриков) можно посмотреть на главной страничке. Позвонив по телефонам 8-903-968-11-01 или 8-495-968-11-01, Вы сможете заказать выезд специалиста на замеры. Во время выезда мы составим смету на установку бортовых камней и укладку тротуарной плитки и брусчатки в Москве и Московской области и проконсультируем Вас. Также при составлении договора мы даем гарантию на свои работы.

Производство бордюр и поребриков

Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:

  1. Вибролитье.
  2. Вибропрессование.

Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 “Межгосударственная система стандартизации. Основные положения” и ГОСТ 1.2-2009 “Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены”

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью “Смоленск-ДорНИИ-Проект”

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 “Дорожное хозяйство”

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 г. N 1161-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32961-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2016 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Бордюр дорожный

Бордю́р (фр. bordure «кромка», «кайма», «обрамление») в дорожном строительстве — способ укладки профильного разделителя между проезжей частью и тротуаром.

Бордюр — общеизвестное название края дороги, стыка ее с тротуаром. Данное наименование распространено повсеместно в России, за исключением Санкт-Петербурга, а также Екатеринбурга, Новосибирска и Кургана. Жители этих городов называют его поребриком. Это одно из наиболее известных отличий речи петербуржцев.

Есть мнения о том, что называть бордюром любой стык дороги с тротуаром неправильно. Например, писатель-фантаст Святослав Логинов, петербуржец, в своем эссе «Пышка, пончик и «аладья»» указывает на то, что оба эти термина имеются в ГОСТах, и значения их немного различны. Однако, несмотря на возможную формальную неправильность такого именования, оно, как сказано выше, распространено в России.

Необходимость использования бордюрного камня при укладке тротуарной плитки — очевидна, ведь помимо визуального эффекта от обрамления бордюром фрагментов мощения, последний несет в себе нагрузку по долговечности укладки тротуарной плитки. Практика показывает, что после таяния снега (через сезон) при условии, что бордюрный камень не использовался в укладке, площадки мощения, уложенные плиткой, расходятся, то есть между плитками образуется зазор, скапливается вода, что способствует дальнейшему разрушению площадок укладки тротуарной плиткой. Поэтому настоятельно рекомендуется всегда использовать бордюрный камень для обрамления поверхностей, где произведена укладка тротуарной плиткой.

Питерский писатель-фантаст Святослав Логинов утверждает, что «поребрик» — правильное наименование профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.

В инструкции по строительству полносборных покрытий городских дорог ВСН 1-94 (выпущен в 1996, действующий документ), ни бордюр, ни поребрик не упоминаются, оба этих слова заменены универсальным «бортовой камень». Слово «поребрик» вообще не упоминается ни в одном ГОСТе о дорожном строительстве. Упоминается же он в коммерческих предложениях об оказании , с указанием ГОСТа 52289-2004 (действующий документ), в котором, опять-таки, встречается только бордюр.

Таким образом, можно сделать вывод, что поребрик — это народное название неопределенно выглядящего ограждения дорожного полотна от других пространств. Бардюр же имеет место и имеет определенную форму, установленную по ГОСТу. Так, в вышеуказанном ГОСТе есть упоминание о боковой поверхности бордюра и о его верхе (нанесение разметки), что указывает на его приподнятость над дорожным полотном и видимость верхней части, там же упоминаются «Островки безопасности», должные быть обозначеными разметкой или бордюрным камнем и быть высотой 10 см. А уже в ГОСТ Р 52767-2007 (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки.

Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

Съезды и пониженные бордюрные камни. Книга по Доступной среде

Библиотека

СП 59.13330.2016 — 5.1.5 в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути обустраивают съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть.

При передвижениях по городу основным препятствием для инвалидов на колясках являются бордюрные камни. Они не позволяют без посторонней помощи въехать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрёстки. Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня.

Высоту бортовых камней (бордюров) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов и озелененных площадок следует принимать не менее 0,05 м.

Перепад высот бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должен превышать 0,025 м.

Перепадами высоты считаются препятствия на пешеходных путях высотой более 2.5 см:

Преодоление бордюрного камня высотой до 1,5 см, как правило, не представляет трудности для инвалида на кресле — коляске.

Перепады высоты от 1,5 до 2.5 см допустимы, но могут вызвать затруднения у части инвалидов. Так как для преодоления на кресле-коляске перепада более 2.5 см может потребоваться посторонняя помощь.

Во всех местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 5 см.

Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня.

СП 59.13330.2016 — 5.1.8 в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустраивают съездами.

Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 90 см. Пониженный бордюрный камень должен окрашиваться ярко — желтой (или белой) краской.

Съезд — это «мини-пандус». Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10, как у пандуса. Ширина – не менее 90 см.

СП 35-101. Съезды не должны выступать на проезжую часть.

Съезд должен полностью располагаться на тротуаре.

При устройстве съездов их продольный уклон должен быть не более 1:20 (5%), около здания — не более 1:12 (8%), а в местах, характеризующихся стесненными условиями, — не более 1:10 на протяжении не более 1,0 м.

Перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью не должен превышать 0,015 м.

Если съезд расположен перпендикулярно тротуару, то на нём должен оставаться ровный проход без бокового уклона для прохода людей и безопасного проезда на кресле-коляске. На этой ровной части тротуара инвалид на кресле коляске сможет безопасно развернуться, чтобы съехать на проезжую часть.

Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.

Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,5 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей. Но было определено, что в российских условиях это создаёт трудности службам благоустройства – когда идет уборочная машина, весь мусор оказывается на тротуаре.

Ограждение, бордюр с направляющей функцией вдоль тротуара

СП 35-101. Использование ограждения, парапетов, бортиков (в том числе из зелени) для выявления безопасных путей движения на участке.

4.15. Рекомендуется, если не требуется иная окраска, выделять: желтым цветом – ограничительные бортики, пересечение пути, первую и последнюю ступени лестницы.

Перепад высоты, бордюр или ограждение вдоль тротуара определяется тростью и предохраняет слепого от выхода на проезжую часть.

Для территории здания, где нет интенсивного транспортного движения, допускается объединять проезжую и пешеходную часть.

В этом случае наилучшим вариантом является тактильная полоса с направляющими рифами до главного входа.

Отсутствие направляющих элементов не может быть причиной недоступности территории для слепого. Инвалид по зрению для передвижения может использовать другие ориентиры, в том числе звуковой маяк, воспользоваться помощью сопровождающего.

При определении степени доступности территории направляющие элементы на данном этапе не учитывается.

При отсутствии бордюров вдоль газонов необходимо рекомендовать установку бордюра или декоративного ограждения, тактильной полосы.

Способы изготовления бордюр

Для благоустройства частной придомовой территории поребрики можно сделать двумя способами:

  • установить штучные изделия;
  • залить бетоном монолитную конструкцию желаемых формы и размера.

В первом случае можно купить полностью готовые изделия в нужном количестве, а можно изготовить их своими руками. Для этого понадобятся формы, которые можно купить или сделать самостоятельно. К достоинствам такого способа относятся возможность многократного использования формы и простота технологии изготовления бетонных изделий.
Для второго случая потребуется монтаж опалубки, что усложняет работу. Но можно сделать бордюры необычной формы, с закруглениями, поворотами и другими декоративными элементами.
На каком способе остановить свой выбор, зависит от сложности формы дорожки или площадки, которые планируется облагородить.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 бортовой камень: Изделие из природного или искусственного камня, применяемое на автомобильных дорогах в составе сборных конструкций бортов, предназначенных для обозначения и ограничения транспортных зон и габаритов приближения, разделения поверхностей проезжей части и элементов дорог, не предназначенных для движения автомобильного транспорта.Примечание — В настоящее время бортовые камни изготовляют преимущественно из бетонов на цементном вяжущем без их армирования, а также из горных пород.

3.2 доборный камень (добор): Бортовой камень или часть камня, применяемая в качестве переходного элемента при изменении направления или высоты борта либо в качестве концевого (завершающего) элемента конструкции.

3.3 грань: Часть поверхности бортового камня, расположенная в плоскости, образующей угол с плоскостями поверхностей смежных граней.Примечание — Для целей настоящего стандарта различают следующие грани бортового камня: верхнюю, основание, боковые (торцы), фронтальную, в том числе скошенную, тыльную.

3.4 ребро: Линия, образованная пересечением плоскостей двух смежных граней; граница на стыке смежных граней бортового камня.

3.5 фаска: Скругленная или скошенная поверхность на стыке двух граней размерами по горизонтали или вертикали более 2 мм.

3.6 скос: Общий уклон фронтальной грани бортового камня от вертикальной плоскости в направлении к тыльной грани.

3.7 лицевая поверхность: Поверхность бортового камня, видимая после его установки в проектное положение, которая служит для обозначения и визуального ограничения транспортных зон и габаритов приближения и обеспечения зрительного ориентирования участников дорожного движения.

3.8 торец: Боковая грань бортового камня, наименьшая по площади поверхности, предназначенная для состыковки бортовых камней в сборной конструкции.

3.9 длина бортового камня (длина): Расстояние между торцами.

3.10 высота бортового камня (высота): Расстояние между основанием и верхней гранью.

3.11 ширина бортового камня (ширина): Расстояние между фронтальной и тыльной гранями.

3.12 номинальный размер: Размер, установленный изготовителем на стадии проектирования и изготовления бортового камня и согласованный с потребителем.Примечание — Номинальный размер используют в качестве требуемого значения размера при оценке соответствия геометрических параметров бортового камня установленным требованиям.

3.13 фактический размер: Размер, установленный в результате непосредственного измерения бортового камня.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий