Основания возникновения права собственности на землю

Принудительные причины

Дополнительно имеются возможности для лишения человека права собственности в отношении какого-либо участка принудительным способом. Наиболее часто это происходит в ситуации, когда:

  1. У гражданина имеется много долгов, поэтому в отношении него открыто исполнительное производство. Это приводит к наложению ареста на его имущество, после чего оно продается на торгах.
  2. Необходимость в проведении реквизиции, которая используется, если происходят стихийные бедствия или аварии, а это действие предназначено для защиты людей и страны в целом. Данный процесс предполагает уплату выкупной цены, но при этом не требуется получение разрешения от владельца участка на отчуждение.
  3. Использование земли не по ее назначению, а с нарушением условий законодательства.
  4. Национализация. Она предполагает, что земли, принадлежащие частным лицам или компаниям, переходят государству на основании определенных законов. Для этого предлагается компенсация стоимости объекта, но проводится процесс без предварительного получения согласия на него со стороны собственников.

Если при принудительном изъятии земли государством владелец не согласен с этим решением, то государственные органы могут подать иск в суд.

Таким образом, существует много оснований, используемых для возникновения прав у граждан или фирм в отношении разных участков земли. Права могут быть разными, так как некоторые представлены правом собственности, а другие – правом бессрочного владения. Любая сделка должна правильно оформляться. Также существуют определенные основания, позволяющие лишить человека его прав. Это может осуществляться добровольно или принудительно.

Как регистрируются сделки?

В ст. 164 НК указывается, что все сделки, осуществляемые в отношении земли, должны обязательно регистрироваться. Исключением является ситуация, при которой государством предоставляется территория в аренду на срок до одного года.

Сама процедура регистрации делится на этапы:

Имеются официальные бумаги на землю, причем они могут быть договором мены, купли-продажи или дарения, а также могут выдаваться соответствующие бумаги государственными властями после проведения торгов. Собираются дополнительные документы. Если заявителем выступает частное лицо, то от гражданина потребуется паспорт и некоторые другие документы, например, ИНН, СНИЛС, документы о наличии других объектов в собственности и другое. Если заявителем является компания, то она подготавливает регистрационные бумаги, св-во о регистрации, ИНН и иные бумаги. Составляется заявление, позволяющее зарегистрировать права на землю. В нем указываются основания возникновения прав на земельные участки. Кодекс требует формирования данного документа по специальной форме, поэтому желательно взять бланк в Росреестре. Все документы передаются в отделение Росреестра, для чего можно посетить его лично или отправить бумаги по почте. Также допускается пользоваться электронным способом, но для этого у заявителя должна иметься ЭЦП. Документация принимается и регистрируется работником учреждения

Далее осуществляется ее тщательная проверка, призванная определить законность требований заявителя, а также важно убедиться в отсутствии противоречий. Проверяется законность совершаемой сделки

Если отсутствуют какие-либо проблемы и нарушения, то заявитель получает свидетельство о регистрации права. Дополнительно он может заказать выписку из ЕГРН.

Регистрация осуществляется в течение 12 дней после предоставления всей необходимой документации, если бумаги передавались в бумажном виде работнику Росреестра. Если же документы направлялись в электронном виде, то на регистрацию выделяется не больше одного дня. 1 основания возникновения прав на земельный участок могут предполагать переход права собственности, а другие заключаются в возможности только пользоваться территорией.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, установленные в Статье 11 ЗК РФ, включают:

  • резервирование земель для муниципальных нужд, изъятие земли для муниципальных нужд в т. ч. выкуп муниципальной земли;
  • установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований;
  • разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Примерами оснований резервирования земель для муниципальных нужд являются размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т. д.

Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями ─ земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли – исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.

Так, например, органами местного самоуправления из одной категории в другую переводятся земли, находящиеся в муниципальной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

На основании решений органов местного самоуправления осуществляется образование земельных участков из участков, находящихся в муниципальной собственности (исключения – раздел земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан или образование земельных участков из участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства).

Согласно Статье 72 «Муниципальный и общественный земельный контроль» ЗК РФ органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляется муниципальный контроль за использованием земель.

В соответствии с уставом муниципального образования субъекты муниципальной собственности на землю – городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования в лице органов местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества (в т. ч. приватизация муниципальной земли) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Следует отметить, что Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Образец искового заявления о признании права собственности на земельный участок

В Федеральный суд Октябрьского района

г. Екатеринбурга.

ИСТЕЦ:

М.

ОТВЕТЧИК:

Администрация города Екатеринбурга

г. Екатеринбург, ул. Ленина, 24а.

Цена иска: 860 073,3 рублей

Госпошлина: Истец освобождается от уплаты госпошлины

согласно пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ:

«- истцы — инвалиды I и II группы»

Исковое заявление

о признании права собственности на земельный участок

   В настоящее время Истец занимает земельный участок площадью 1 395 кв. м. по адресу г. Екатеринбург, п. Исток на праве бессрочного пользования, что подтверждается приложенным к иску кадастровым делом на спорный участок.

   После обращения к Ответчику с целью оформления прав на земельный участок Истцом был получен отрицательный ответ с обоснованием отказа, что на испрашиваемом земельном участке расположен незавершенный строительством индивидуальный жилой дом, права на который не зарегистрированы, в связи с чем, вопрос о предоставлении земельного участка будет рассмотрен после признания права собственности на незавершенный строительством дом и его правовой регистрации. Данный ответ свидетельствует об оспаривании прав Истца на земельный участок со стороны Ответчика, что приводит к необходимости подачи искового заявления о признании права собственности на земельный участок.

   При вынесении решения по данному заявлению необходимо учесть, что ранее действующее законодательство не предусматривало возможности предоставления земельных участков в собственность граждан, они могли быть предоставлены в постоянное или временное пользование. Земельные участки под объект недвижимости могли быть предоставлены собственнику домовладения на праве бессрочного пользования. Так, в ст. 11 Земельного кодекса РСФСР от 30.10.1922 г. закреплено, что право на землю, предоставленную в трудовое пользование, бессрочно и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным в законе. Аналогичное правило закреплено в ст. 104 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 г.

   Согласно Положению о земельных распорядках в городах, утвержденному Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 13.04.1925 года при переходе в законном порядке от одних лиц к другим права собственности на частновладельческие строения все права и обязанности по земельным участкам, обслуживающим эти строения, переходят к новым владельцам.

   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» установлено право граждан СССР купить или построить для себя на праве личной собственности жилой дом и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 февраля 1949 г. «О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». Пунктом 2 Указа установлено, что для строительства индивидуальных жилых домов производится отвод гражданам земельных участков. В силу указанных положений у первоначального собственника возникли права на указанный земельный участок.

   На основании изложенного, считаю, что у Истца есть все правовые основания для оформления спорного земельного участка в собственность. Оформить без судебного разбирательства свои права на данный земельный участок не представляется возможным, так как Администрация г. Екатеринбурга в своем ответе сообщает о невозможности предоставления земельного участка. Следовательно, судебное решение о признании права собственности на земельный участок будет являться основанием для регистрации такового.

   На основании изложенного и руководствуясь п. 9.1 ст. 3  ФЗ РФ «О введение в действие Земельного кодекса РФ»:

ПРОШУ:

признать за Истцом право собственности на земельный участок площадью 1395 кв. м. по адресу г. Екатеринбург, п. Исток.

Дата, подпись

Опираемся на законодательные документы

К числу важнейших законодательных документов, которые регулируют правоотношения собственности, относятся:

  1. Конституция РФ (ст.35).
  2. Гражданский кодекс РФ (ст. 260) – общие положения о праве собственности.
  3. Земельный кодекс РФ статья 15 – право собственности для физических и юридических лиц; статьи 16,17 – государственные земли; статьи 18,19 – собственность Субъектов федерации, муниципальные земли.
  4. Гражданский Кодекс РФ статьи 567-571 – купля-продажа; статьи 572-582 – дарение; статьи 1110 и 1111 – наследование по закону и по завещанию.
  5. Федеральный закон о приватизации государственного, муниципального имущества от 21.12.01 г., № 178-ФЗ.

Объекты права собственности на землю

Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла в собственность определенного субъекта (находится в его владении, пользовании и распоряжении).

К объектам права собственности на землю ЗК РФ относит ( ЗК РФ):

  1. земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (земельные участки в частной собственности);
  2. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Ограничения оборотоспособности земельных участков

Согласно  ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

  1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
  2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Обязательные характеристики объекта права собственности на землю:

  • индивидуализация (кадастровый номер, определенные границы и месторасположение, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования);
  • качественные характеристики земельного участка (доли земли);
  • кадастровая оценка;
  • оборотоспособность;
  • делимость (соответствующий размер).

Объекты государственной собственности на землю

Объекты государственной собственности на землю

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

  • федеральной собственности;
  • собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований ( ГК РФ, ЗК РФ).

В качестве объекта права государственной собственности называются не земельные участки, а земли. Таким образом, признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования (разграничения) земельных участков.

В федеральной собственности находятся земельные участки ():

  1. которые признаны таковыми федеральными законами;
  2. право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  3. которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки ():

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах РФ – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта РФ (города федерального значения Москвы,  города федерального значения Санкт-Петербурга, города федерального значения Севастополя), если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Объекты муниципальной собственности на землю

Приватизация земель или выкуп у муниципалитета

Государственные и муниципальные земли могут переходить гражданам населённого пункта:

  1. посредством проведения приватизации;
  2. посредством выкупа.

В обоих случаях земля передаётся в собственность, но приватизация подразумевает безвозмездный переход, а выкуп – возмездный.

  • на правах постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения;
  • аренды у муниципального образования (как оформить ЗУ в собственность если он в аренде).

Процедура совершается только с позволения местных властей и только в том случае, если заинтересованное лицо ранее не воспользовалось правом приватизации. Такая возможность допускается для каждого гражданина единственный раз. В иных случаях разрешается выкуп ЗУ по кадастровой стоимости.

После получения разрешения на приватизацию или выкупа, администрация выдаёт акт, разрешающий регистрацию права собственности, с которым граждане обращаются в Росреестр. Если покупатель участвовал в торгах, дополнительно прилагается выписка из протокола проведения торгов, в которой зафиксировано приобретение указанного участка заявителем. На основании представленной документации, граждане получают свидетельство о собственности и кадастровый паспорт с новым статусом владельца.

Недостатки законодательного регулирования в России земельных правоотношений привели к тому, что нередко участки земли, которыми владеют некоторые граждане на протяжении многих лет, а иногда и десятилетий, на практике, очень сложно оформить в собственность, получив на это соответствующее разрешение властей. Поэтому предусмотренный в российском Гражданском кодексе институт приобретательной давности весьма актуален на сегодняшний день.

С 2006 года у российских фирм и граждан появилась возможность признания в судебных инстанциях права собственности на участок земли посредством института приобретательной давности.

Как следует из положений названной статьи ГК, субъектами правового института приобретательной давности могут выступать и граждане России, и юридические лица. Следовательно, Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений, а также российские регионы и муниципалитеты не вправе становиться субъектами прав собственности на участок земли посредством приобретательной давности.

В результате по данному основанию может оформляться только частная собственность на землю, а государственная или муниципальная собственность – нет.

Прежде всего, это связано с ограничением на основании положений Земельного кодекса гражданской оборотоспособности некоторых участков земли и установлением законом в их отношении особых правил. В частности, участки земли не подлежат юридическому оформлению в частную собственность, если он изъяты из оборота земли или как-то ограничены в нем.

Право собственности на участки земли в силу правового института приобретательной давности может приобретаться на участки, формально принадлежащие на праве собственности какому-то другому лицу, либо на юридически бесхозяйную землю.

Виды оснований прав на землю

На сегодняшний день гражданским законодательством предусмотрено несколько ключевых оснований для возникновения права на земельный участок. Классификация позволяет вывести следующие виды:

  • право собственности (в данном случае речь идет как о частной, так и о государственной, муниципальной);
  • право бессрочного использования земельным участком;
  • право пожизненного наследования надела;
  • безвозмездное срочное пользование;
  • сервитут.
  • Право бессрочного использования земельного участка возникает на основании решений, уполномоченных на то органов на муниципальном или государственном уровне. Подобное право доступно только государственным учреждениям и организациям, а также органам государственной и муниципальной власти.
  • Право пожизненного наследования имеют только граждане РФ, то есть физические лица. Причем в данном случае следует пояснить: законодательный порядок устанавливает, что таковым правом наделяются только те субъекты правовых отношений, которые стали обладателем земельного участка по данному основанию до введения на территории РФ Земельного кодекса. В современной России выдел земельной территории сельскохозяйственного, бытового или строительного назначения не допускается законом с учетом данного основания.
  • Правом безвозмездного срочного пользования наделяются как физические лица, так и юридические лица, организации религиозного характера, а также органы государственной и муниципальной власти. При этом в качестве наймодателя могут выступать как государство, муниципалитет, так и юридические или физические лица.
  • Сервитут. В российском законодательстве, действующим на территории РФ, различают следующие виды данного основания: частный и публичный. Если говорить проще, то сервитут представляет собой законодательное право пользования чужим наделом. Основания для возникновения сервитута выделены в ЗК РФ.

Законные основания для получения прав на земельный участок

Только после окончания процедуры регистрации выдается Свидетельство о собственности, которое дает право на совершение любых сделок с землей: совершить продажу, сдачу в субаренду и другие юридически значимые действия, например, возвести жилое или производственное строение.

Процедура регистрации земли обязательна, даже если возникло пожизненного владения земельным участком: он заносится в общероссийский реестр, а в случае смерти владельца земля опять может перейти к прежнему хозяину, обычно таковым является муниципалитет, и опять возникает возможность оформить землю на другого владельца. Кадастрового паспорта.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Основания возникновения прав на землю

Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.

Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.

Земельные наделы могут быть предоставлены в пользование как физическим, так и юридическим лицам на территориях РФ, кроме тех наделов, которые запрещены к передаче в частную собственность, согласно российскому законодательству.

Как переходят земли государству?

Государство может оформлять разные территории в собственность, для чего должны иметься основания возникновения прав на земельные участки. Способы, используемые для этого, могут значительно отличаться:

  • выпуск законов, позволяющих государству изымать разные участки для собственных целей;
  • процесс, на основании которого разграничивается государственная собственность на территории;
  • использование гражданско-правовых причин;
  • передача субъектам РФ территорий безвозмездно для разных целей.

Государство может изымать участки даже у частных владельцев, для чего используются веские и официальные основания возникновения прав на земельные участки. Статья 17 совместно со ст. 18 ЗК указывает на правильную последовательность действий со стороны государственных органов для совершения этого процесса.

Причины для прекращения

Случаи, когда владелец ЗУ утрачивает права на указанное имущество, зафиксированы в законе. Согласно ст.44 ЗК РФ, правомочия по владению, пользованию и распоряжению на земельный участок нивелируются, если:

  • он является предметом гражданско-правовой сделки;
  • хозяин отказался от него в добровольном порядке.
  • имеют место альтернативные основания прекращения права собственности на ЗУ, перечисленные в правовых актах (когда, например, у недобросовестного хозяина надел изымается принудительно).

Общие критерии утраты прав на природный ресурс также зафиксированы на законодательном уровне. Согласно ст.236 ГК РФ, собственник земли может отказаться от нее по собственной инициативе.

Добровольный отказ от правомочия владения, пользования и распоряжения ЗУ

Юридически отказ от собственности на ЗУ по собственной инициативе включает утрату права бессрочно пользоваться и пожизненно владеть земельной территорией. Основания и условия отказа от прав регулируется ст. 53 ЗК РФ.

Этапы процедуры

Для освобождения от бремени по содержанию надела его владельцу следует:

  • составить заявление (установленного образца) об отказе от прав на ЗУ;
  • обратиться с ним в госструктуру, ответственную за регистрацию прав на недвижимое имущество.

Дополнительно заинтересованному лицу необходимо представить:

  • паспорт собственника;
  • ксерокопию документа, подтверждающего госрегистрацию юрлица;
  • правоустанавливающий документ на природный ресурс (договор, свидетельство, судебное решение и прочее) или решение администрации о предоставлении земли;
  • кадастровый паспорт;
  • бумаги, подтверждающие наличие на участке построек и сооружений (если таковые имеются).

Нюансы составления заявления

Владелец ЗУ вправе написать заявление от руки или с использованием компьютерной техники.

В документе необходимо указать:

  • наименование/реквизиты структурного подразделения регистрирующего органа (Росреестр);
  • ФИО, контактные данные заинтересованного лица;
  • идентификационные характеристики участка земли (площадь, кадастровый номер и прочее);
  • перечень прилагаемых бумаг.

На заявлении ставится подпись и дата составления. Для совершения регистрационных действий в отношении ЗУ можно обратиться не только в Росреестр, но и в МФЦ.

Сотрудник госучреждения в течение 5 рабочих дней с даты внесения записи о прекращении прав на природный ресурс в ЕГРН, обязан проинформировать об удовлетворении указанного заявления не только заинтересованное лицо, но и орган власти, в ведении которого будет находиться земельный надел.

Отказ от владения на ЗУ в принудительном порядке

Гражданское законодательство предусматривает случаи, когда земельные участки изымаются из личного владения собственников помимо их воли. Если, например, хозяин ЗУ использует природный ресурс нерационально или не по назначению, то он может лишиться его по инициативе государства.

В перечень оснований для принудительного отказа от надела входят такие правовые институты как реквизиция (возмездное изъятие) и конфискация (безвозмездное изъятие).

Правомочие владения, пользования и распоряжения земельной территорией может быть утрачено, если органы власти приняли решение о том, что она будет использоваться для государственных и муниципальных нужд. Изъятие ЗУ из собственности конкретного лица компенсируется в соразмерной форме.

Принудительное прекращение проходит в определенном порядке:

  1. Установление права для принудительного прекращения прав владения.
  2. Поиск владельца земельного участка посредством запросов в реестр, архивы и прочие инстанции. Или размещение информации о поиске на порталах и других СМИ. Если собственник не обнаружен, на основании заявления ответственной инстанции суд признает право собственности на надел за государством.
  3. Местная администрация принимает решение об изъятии земли. В течение 10 дней информация доводится до владельца и придается гласности: на официальном ресурсе, в реестре. Решение имеет силу в течение 3-х лет.
  4. Далее за 60 дней до последующей процедуры проводится оценка стоимости надела.
  5. Договор об изъятии направляется владельцу, который вправе его не подписывать. Но по истечении 90 дней орган, ответственный за решение вопроса, может подать иск для вынесения судебного решения.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий