Что такое право государственной собственности на землю?

Виды владений

Понятие виды и формы земельной собственности различаются. Когда говорится о видах собственности, предполагается использование её для определённых целей, правовой статус земельного участка, право определять его дальнейшую судьбу.

Земля должна принадлежать владельцу на законных основаниях, закреплённых постановкой на регучет в Росреестре. Это касается как индивидуальных собственников (физ- и юрлиц), так и коллективных.

Справка! В случае отсутствия регистрации в Росреестре, физические и юридические лица могут осуществлять видовое право пользования земельным участком.

Постоянное (бессрочное) пользование

Гражданин (юрлицо) может заключать договор о таком виде пользования землей с собственником участка. Данный документ должен быть завизирован вышестоящим органом власти, в ведении которого находится надел собственника.

Участок должен иметь кадастровый номер и регистрацию. Пользование землёй контролируется с точки зрения соответствия хозяйственной деятельности договору.

Бессрочность означает, что физическое либо юридическое лицо могут использовать участок всю жизнь

, но передавать его по наследству не могут.

Таким видом права без оформления участка в собственность обладают органы власти разного уровня, бюджетные, казённые организации, президентские центры.

Лица, имеющие права пользования на землю до 2001 года — даты вступления в действие Земельного Кодекса РФ должны оформлять наделы в собственность, используя стимулирующие и упрощающие процедуры, предпринятые в этом направлении государством.

Пожизненное наследуемое владение

Такое право регламентирует ГК РФ в редакции от 16.12.2019. В ст. 266, ч. 1 записано, что полученный по наследству земельный участок даёт возможность владения и использования наделом наследнику. Он может строить на нём дома, сооружать другие объекты недвижимого имущества с приобретением права владения на него.

Важно! Сам участок не является имуществом наследодателя. По наследству передаётся право пожизненного владения наделом. Наследование этого права происходит на общих основаниях в соответствии с наследственным законодательством

Наследование этого права происходит на общих основаниях в соответствии с наследственным законодательством.

Аренда

Это не собственность на надел, а срочное право на пользование им. Оно оформляется договором, в котором устанавливаются права и обязанности обеих сторон — арендодателя и арендатора. Сдавать участки могут все собственники (государство, муниципалитеты, частные и юридические лица).

Основными признаками аренды ЗУ является возмездность, платность, возвратность. То есть договор заключается на определённый срок, за пользование участком требуется платить, по истечению срока возвращать собственнику в оговоренном договором состоянии.

Сервитуты на ЗУ

Это право ограниченного использования наделов для личных целей, принадлежащих другим лицам.

Особенностями сервитутов являются:

  • сохранение за владельцем право распоряжаться наделом, передавать, продавать, сдавать в аренду;
  • внесение фактов обременения в кадастровые акты;
  • возможность получения хозяином платы за использование участка;
  • другие участники сделки лишены возможности приобретения прав владения на данный ЗУ.

Сервитуты подразделяются на частные и публичные. Между ними есть различия:

  1. Публичный сервитут оформляется на основании нормативных актов муниципалитетов или регионов.
  2. Частное обременение является следствием договорённости сторон или постановления суда.
  3. По публичному договору пользование землёй безвозмездное. Частное лицо может назначать денежное возмездие за землепользование.

Важно! Публичный вариант сервитута предусматривает широкий круг заинтересованных лиц. Частный сервитут — соглашение между двумя конкретными участниками. Мнение эксперта Егоров Виктор Васильевич Адвокат с 10-летним опытом

Специализируется в области семейного права. Член коллегии адвокатов

Мнение эксперта Егоров Виктор Васильевич Адвокат с 10-летним опытом. Специализируется в области семейного права. Член коллегии адвокатов.

Регламентирует правовые взаимоотношения по сервитутам ЗК РФ (в редакции 2021). Основы регулирования описаны ст. 23 – в ней рассматривается право наложения ограничения.

Отказ и последствия

При наличии в собственности надела, в права владения которым человек не вступил, земля может отчуждаться субъекту, выполняющему хозяйствующую деятельность. В таком случае требуется написать заявление в администрацию и сообщить об отказе от надела, указывая причины. Далее проводится рассмотрение поданного документа, принимается решение, которое является основанием для изъятия надела.

Правовые последствия заключаются в:

  • полная утрата прав относительно надела;
  • изъятие земли;
  • отсутствует право вновь претендовать на надел.

Данная ситуация может возникнуть, когда устанавливается публичный сервитут, который делает невозможным использование участка. В таком случае собственник имеет правомочие требовать предоставления аналогичного участка взамен. Если вынесено положительное решение – надел заменяется, если отрицательное – собственник имеет право на обращение в суд.

Отчуждение права собственности на земельный надел

Процедура изъятия или отчуждения земельного надела регламентируется статьей 44 Земельного Кодекса РФ. Основанием для инициирования такой процедуры может быть следующее:

  1. Нецелевое использование участка.
  2. Наложение ареста, конфискации имущества.
  3. Нарушение законодательных норм в ходе эксплуатации участка.
  4. Нужды государственного значения. В этом случае государство обязано выплатить владельцу компенсацию.

Собственник должен заранее, не позже, чем за год, быть уведомлен о том, что земля будет выкуплена государством. Если собственник не согласен на такой поворот событий, он вправе обратиться в суд для урегулирования вопроса в судебном порядке. Иск нужно подавать в районный или городской суд.

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Земельное право». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.

Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Земельное право»

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования
  • 2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина
  • 3. История земельного права
  • 4. Принципы земельного законодательства. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права
  • 5. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 6. Понятия и виды земельных правоотношений

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Земля

— это поверхностный слой земной коры, расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, на которой осуществляется суверенитет РФ.

Земельное право

— это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта, так и недвижимого имущества.

Земельное право — это самостоятельная отрасль права.

Предмет правового регулирования —

это земельные отношения, которые регулируются нормами права, возникают при использовании земельных участков, управлении земельными ресурсами, регулируют в целях сохранения и восстановления земельных свойств, охраны прав и законных интересов землеобладателей.

Предмет земельного права

— это способ регулирования земельных отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством.

Земельные отношения

— это особый вид имущественных отношений.

Особый вид имущественных отношений по поводу земли обусловлен особенностями земельных отношений. Природа земельных отношений определяет публично-правовой характер их регулирования.

Метод правового регулирования

— это способ воздействия правовых норм на участников (субъектов) общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официальном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепляющей модели поведения участников общественных отношений.

Метод земельного права

— способ регулирования общественных отношений, непосредственно связанных с землей.

В юридической литературе выделяют:

1) императивный метод,

заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и запретов (для ведения Государственного земельного кадастра собственники земли обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству).

При осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, давать предписания устранения нарушений земельного законодательства;

2) диспозитивный метод.

Это способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода выбора своих действий. Собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продавать его, дарить, сдавать в аренду или закладывать.

Собственники земли имеют возможность сами в определенных пределах), регулировать взаимоотношения друг с другом (например, путем установления сервитутов, т. е.

применяя методы частноправового регулирования земельных отношений).

В статье рассматриваются основания возникновения права собственности на землю, субъекты и объекты права на землю, виды и формы земельной собственности

Выкуп в собственность

Это сложный и многоэтапный процесс. Он зависит от различных факторов: места расположения земли, формы использования надела, территории региона (где находится участок).Выкупить землю разрешается по нескольким основаниям:

  • лица, имеют объекты недвижимости на участке;
  • религиозным организациям разрешается выкупить надел, если на его территории расположены постройки, предназначенные для благотворительности или религиозных целей;
  • арендатор, использующий земли под сельскохозяйственные нужды, может ее выкупить только через 3 года после заключения договора аренды.

Лица, принявшие решение о приобретении новой собственности, проходят следующие этапы:

  1. составляется и подписывается предварительный договор;
  2. вносится аванс за участок;
  3. проводится оценка стоимости земли;
  4. сравнивается рыночная и кадастровая стоимость;
  5. принимается вопрос о реализации объекта;
  6. окончательное заключение сделки;
  7. оформляется собственность на владение.

Если будет установлено, что кадастровая стоимость превышает рыночную, то необходимо сделать переоценку выкупаемого объекта, так как расчет окончательной цены проводится от стоимости по кадастру.

Виды муниципальной собственности

На сегодняшний день земли муниципальной собственности классифицируют в следующем порядке:

  • Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
  • Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
  • Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
  • Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.

Необходимость и порядок разграничения земель

Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  • Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  • Развития территории и привлечение инвестиций;
  • Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
  • Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  • Реализации программ регионального развития;
  • Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  1. Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  2. Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  3. Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  4. При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  5. После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  • ФИО и должность заявителя;
  • Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  • Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  • Кадастровый номер земельного надела;
  • Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  • Цели и план использования участка.

В качестве оснований могут выступать наличие на территории строений, находящихся в собственности муниципалитета, от имени которого подаётся заявление, или необходимость реализации социальных и/или инвестиционных проектов региона.

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  • Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  • Комплексный проект развития территории;
  • План предоставления участков гражданам;
  • План застройки территории;
  • Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям. Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора Автор статьи Андрей Чернов Юрист Написано статей 3129

Классификация видов собственности, их характеристика

Определение 1

Собственность – это взаимоотношения, возникающие между субъектами собственности по вопросам распределения, владения и распоряжения объектом собственности.

Согласно Конституции Российской Федерации, а именно части 2 статьи 9, а также статьями 209-217 Гражданского Кодекса Российской Федерации регламентируются следующие виды собственности:

  • Частная;
  • Государственная;
  • Собственность органов местного самоуправления.

Граждане имеют право на владение земельными участками на основании не только индивидуальной, но и общей долевой собственности (определенная доля каждого собственника), а также общей совместной собственности (без определения доли каждого участника). На территории субъектов России конкретные формы собственности установлены законодательными нормами и другими нормативно-правовым актами российских субъектов.

Право собственности на землю осуществляется посредством принадлежности конкретным лицам, а также объединениям и группам лиц, то есть посредством форм видов собственности на земельные участки, которые входят в состав земельного фонда Российской Федерации.

В законодательных нормах в отношении субъектного состава различают такие формы земельной собственности, как:

  • Частная собственность – осуществляется исполнением полномочий отдельными гражданами и группам с целью удовлетворения их интересов;
  • Государственная собственность – осуществляется исполнением государственной власти в общественных интересах в целом;
  • Собственность органов местного самоуправления – осуществление властных полномочий органов местного самоуправления в интересах населения муниципального образования;
  • Смешанные формы собственности.

Кроме федеральной собственности существует собственность на землю субъектов Российской Федерации. При установлении многообразия форм земельной собственности, Российская Федерация дает гарантию их равенства перед законом. Различные формы земельной собственности оказывают влияние на отношения в сфере земельного права, способствуя совершенствованию их содержания или препятствию их развитию.

Замечание 1

Стоит отметить тот факт, что к тем отношениям, которые связаны с движением и использованием земельных участков, возможно применение правовых норм гражданского и иного законодательства. Значительное отличие гражданских отношений от земельных заключается в том, что не все земельные участки могут быть проданы в качестве обычного предмета товарного оборота.

Пример 1

Запрещается продажа в частную собственность земельных участков, основной функцией которого является природоохранная деятельность, а также земель общего пользования и иных земельных участков, которые были извлечены из товарного оборота.

Законодательством установлены ограниченные размеры земельных участков, которые находятся во владении одного и того же собственника; необходимо соблюдение целевого назначения земли, которое может изменяться лишь в соответствии с решением исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это также применяется в случае, если объектом сделки выступает земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Замечание 2

При рассмотрении и анализе классификации видов земельной собственности, необходимо отметить, что абсолютных собственников не существует в отношении обычного имущества, так как объемы властных полномочий в отношении использования и распоряжения объектами собственности подлежат ограничению законодательными нормами в общественных, государственных интересах, интересах граждан-собственников и иных лиц.

В сформировавшейся системе отношений собственности следует выделить стабильные и переходные элементы.

Пример 2

Положение о равноправии всех форм собственности и их многообразии является постоянным элементом государственной политики в сфере земельного права; приоритетное положение приватизации земельной собственности является переходным элементом, который направлен на устранение деформаций земельного строя, вызванных монополией исключительной собственности на земельный участок.

Вывод 1

При устранении деформаций с области земельных отношений, принципы приоритета приватизации, выполняя свое назначение, заменяются принципом пресечения возникновения земельных собственников.

Комментарий к Ст. 16 ЗК РФ

1. Исходя из положений п. 1 комментируемой статьи все земли в Российской Федерации находятся в собственности государственной, муниципальной или частной. Это следует иметь в виду при реализации в отношении земельных участков положений п. 2 ст. 53 ЗК, согласно которому при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством, а также положений ГК о возникновении права собственности на основании приобретательной давности.

Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта права государственной собственности комментируемая статья называет не земельные участки, а земли. В данном случае признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования земельных участков

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Нормы комментируемой статьи могут быть соотнесены с положениями ГК о праве государственной собственности. Так, еще до принятия ЗК статьёй 214 ГК РФ было определено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Той же статьей ГК установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Данное положение созвучно нормам ст. ст. 17, 18 ЗК, согласно которым государственная собственность на землю выступает в форме федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В то же время в Российской Федерации действует ряд положений, определяющих правовой режим земель, находящихся в государственной собственности, без закрепления их за Российской Федерацией или субъектами РФ. Земельным законодательством закреплены нормы не только о порядке разграничения такой государственной собственности на федеральную и субъектов РФ, но и нормы об управлении и распоряжении землями (см. ст. ст. 9 — 11 ЗК, ФЗ о введении в действие ЗК и комментарии к ним).

Вопрос о правовой природе государственной собственности на землю в «неразграниченном состоянии» является до сих пор дискуссионным. С одной стороны, данная собственность рассматривается как разновидность общей собственности публичных образований, с другой стороны, высказывается мнение о том, что Российская Федерация как правопреемник СССР должна считаться изначальным собственником всех земель в государстве. Законодательство не обращается к этому вопросу специально. В то же время, исходя из общих положений о разграничении государственной собственности на землю, действующих в настоящее время, можно сделать вывод о том, что законодатель признает равенство Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при приобретении (закреплении за ними) прав на землю.

Субъекты, органы государственной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, определяются в соответствии со ст. 29 ЗК, нормами ФЗ о введении в действие ЗК, а также законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими конкретные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению землями.

2. Разграничение государственной собственности на землю представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В настоящее время разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании ст. ст. 17 — 19 ЗК, а также статьями ФЗ о введении в действие ЗК (см. комментарий к нему).

Обратим внимание на положения п. 5 ст

214 ГК, которым определено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Выкуп в собственность

Это сложный и многоэтапный процесс. Он зависит от различных факторов:

  • место расположения земли;
  • форма использования надела;
  • территория региона, где находится участок.

Выкупить землю разрешается по нескольким основаниям:

  • лица, имеют объекты недвижимости на участке;
  • религиозным организациям разрешается выкупить надел, если на его территории расположены постройки, предназначенные для благотворительности или религиозных целей;
  • арендатор, использующий земли под сельскохозяйственные нужды, может ее выкупить только через 3 года после заключения договора аренды.

Лица, принявшие решение о приобретении новой собственности, проходят следующие этапы:

  • составляется и подписывается предварительный договор;
  • вносится аванс за участок;
  • проводится оценка стоимости земли;
  • сравнивается рыночная и кадастровая стоимость;
  • принимается вопрос о реализации объекта;
  • окончательное заключение сделки;
  • оформляется собственность на владение.

Если будет установлено, что кадастровая стоимость превышает рыночную, то необходимо сделать переоценку выкупаемого объекта, так как расчет окончательной цены проводится от стоимости по кадастру.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий