Что делать, если категория земли не установлена, и какими могут быть последствия?

3. Включение ЗУ в черту населённого пункта – это изменение его границ

Включение земельного участка в границы любого населённого пункта влечёт изменение площади и конфигурации его территории, как и исключение ЗУ из земель НП.

Результатом каждого встраивания земельного надела в черту НП или изъятия из неё становятся поправки, которые вносятся:

  • в генеральный план поселения, городского округа
  • в схему территориального планирования муниципального района

Они подлежат утверждению органами власти. 

Черта населённого пункта постоянно преобразуется:

  • по мере развития НП
  • за счёт включения новых земель, необходимых для расширения, или исключения другой части земель и участков

Поскольку одна из главных целей разработки документов территориального планирования – учёт интересов граждан, их объединений, муниципальных образований, РФ и её субъектов, вывод о том, что все они имеют право на обоснованное изменения границ населённого пункта, – логический и законный. Значит, таким же правовым характером обладает и включение участка в границы НП (как и исключение из границ).

При переводе участков в границы НП меняется категория их земель. Новая категория, которая будет присвоена участку в случае положительного решения, – «земли населённых пунктов», а ВРИ ЗУ – тот, что был выбран собственником и утверждён властями.  

Через аукцион

Если граждане относиться ко льготной категории, то этим можно воспользоваться принимая участие в аукционе, куда местные органы самоуправления выставляют землю. Организовывают такой аукцион либо по инициативе муниципалитета (администрации), либо по инициативе граждан (достаточно одному подать заявление).

После того, как желаемый участок земли будет выбран, право на него предъявляется муниципальным органам в письменном виде. За месяц до проведения торгов администрация обязана дать объявление о дате их проведения и условиях. По условиям аукциона получает недвижимость тот, кто предложит более высокую цену. Однако здесь есть несколько нюансов. Например, если кроме заявителя нет других претендентов – это отличный шанс приобрести землю выгодно и без рисков. Если претенденты есть, но заявитель относится ко льготной категории граждан, привилегированное право будет отдано ему.

Задаваясь вопросом, как получить земельный объект недвижимости через торги, кто может это сделать и на каких основаниях, сначала следует убедиться, что интересующий участок действительно не имеет владельца. Получить такую информацию может любое заинтересованное лицо, обратившись в кадастровый орган или посмотрев самостоятельно на официальном сайте Росреестра, введя в строку поиска точный адрес местонахождения объекта.

Подготовка документов

Задаваясь вопросом, как реализовать своё законное право и получить земельный участок под дачный объект или индивидуальное жилищное строительство, какие нужно подготовить для этого документы. Они, вместе с соответствующим заявлением, подаются в местный муниципалитет или прочие органы государственной власти.

Документы, чтобы получить землю в личную собственность бесплатно:

В самом тексте заявления обязательно указываются все паспортные данные членов семьи (супругов, детей), указывается возраст малолетних, нынешнее место проживания, контактные данные и цель, для которой заявитель желает получить объект недвижимости. Кроме того, администрация в каждом регионе оставляет за собой право корректировать список требуемых документов.

Как узнать по документам?

Определение категории должно иметь место в любых официальных бумагах, где говорится о земле как объекте права. Их немало.

  1. Документы властных структур различного подчинения: федеральных, краевых (областных), муниципальных — о выделении земли для индивидуальных нужд граждан. Типичный пример – документ о праве собственности на выделенную землю.
  2. Договоры о купле-продаже земли, ее обмене, аренде и т.д.
  3. Сведения Госкадастра недвижимости: паспорт, выписка, Единый госреестр земель и другие.
  4. Документ о госрегистрации прав на недвижимость. Здесь также указываются основные характеристики земли.
  5. Другие официальные бумаги, в которых фигурирует интересующий участок. Скажем, акт об изъятии земли из-за её нецелевого использования и т.д.

Документы, которые имеются у собственника, должны дублировать все другие официальные сведения.

Если в бумаги владельца категория вписана, а в ГКН — государственном кадастре недвижимости упоминание об этом отсутствует, по заявлению собственника она вносится в официальные бумаги.

Иной вариант, когда в разных документах присутствуют разные характеристики.

Категория участка по требованию правообладателя определяется принадлежащей к одной из них. При этом опираются на сведения документов, подтверждающих право владения.

Возможно, категория земель не установлена совсем. То есть не записана нигде. Тогда должно быть принято нормативное решение местного законодательного органа власти об определении категории конкретного участка. Основанием решения является ходатайство владельца с обозначением планируемой цели его эксплуатации.

Земля, выделенная на территории жилого поселения, причисляется к категории населенных пунктов автоматически. Все остальные получают категорию так, как это определено для них законным порядком.

Редко, но случается, что в официальных данных ГКН присутствует запись: «категория земель не установлена». Это – исключение из правил, и бывает временно – пока решение не принято.

Градостроительное зонирование

Данная процедура производится посредством принятия правил, относящихся к землепользованию и застройке территории. С ее помощью дополняется и развивается основное регулирование деятельности, носящей градостроительный характер. С помощью правил, устанавливаемых относительно использования наделов и их застройки, проводится связь между такой документацией:

  • планировка и территориальное планирование;
  • оказывается воздействие регулирующей направленности на лиц, обладающих правами относительно различных объектов недвижимости, расположенной на территории.

Карта планируемого функционального зонирования

Благодаря зонированию пространства производится раздел участка на разные зоны, в отношении которых устанавливаются границы. Каждый из наделов имеет свой отдельный правовой статус. Также имеется возможность установления некоторых ограничений относительно использования земель.

Когда осуществляется подготовка правил относительно использования наделов и строительства в пределах территориальных зон, учету подлежит:

  • наличие возможности сочетать в пределах одной территории нескольких видов разрешенного пользования;
  • учитывается функциональность зон и параметры, установленные относительно направления, которое планируется применяться;

  • зон планировки и использования, закрепленных в законодательстве;
  • также учитываются изменения, которые будут вноситься в надел;
  • учитывается возможность причинения вреда объектам, имеющим капитальное значение, которые располагаются на смежных наделах.

Относительно линий территориальных зон устанавливается, что они проходят:

  • по линиям, выделенным красным цветом;
  • линиям, относящимся к улицам, магистралям, проездам и прочему;
  • границам наделов;
  • границы муниципалитета;
  • прочее.

При установке градостроительных регламентов учитывается:

  • использование территории и объектов строительства по факту;
  • сочетание на одном наделе разных видов использования;
  • функционал наделов;
  • виды зон территориальности;
  • охрана объектов, относящихся к наследованию культурного характера.

Градостроительная документация распространяется на земли и объекты строительства, расположенные в одной зоне.

Секрет в умении использовать в своих целях Правила землепользования застройки.

В извещении о проведении аукциона почти всегда указывается кадастровый номер земельного участка.

Зная кадастровый номер земельного участка, можно за 2-3 минуты узнать его точное местоположение.

Для этого достаточно воспользоваться Публичной кадастровой картой.

Установив место расположения земельного участка, можно определить к какой зоне он относится.

Для этого используем карту градостроительного зонирования, которая является приложением к Правилам землепользования и застройки.

Затем находим в Правилах землепользования и застройки описание зоны, на которой расположен земельный участок.

В этом описании нас интересуют только основные виды разрешенного использования, которые применяются в указанной зоне.

Главное об участках без границ

Если на карте не видно границ вашего участка, то скорее всего, не проведено межевание по действующему законодательству. Это не лишает вас права собственности на него. Закон не обязывает правообладателя проводить межевание. Но продать такой участок будет сложнее. Росреестр вправе приостановить регистрацию перехода прав и тогда сделка не состоится.

Важно, что незарегистрированные границы снижают рыночную стоимость объекта, провоцируют конфликты с соседями. Вести законное строительство на таком участке невозможно. Поэтому, мы рекомендуем провести межевание границ перед сделкой купли-продажи, а также при планировании строительства

Поэтому, мы рекомендуем провести межевание границ перед сделкой купли-продажи, а также при планировании строительства.

Если ваш участок на карте обозначен, но границы указаны неправильные, это другая ситуация. Ее надо срочно исправлять. О причинах и способах мы написали в отдельной статье.

Категории земель

Такие понятия, как «категория земель» и «вид разрешенного использования», определяются в государственных нормативных актах. В Земельном Кодексе весь состав земель России по целевому назначению разделен на 7 категорий. Каждая категория земли имеет законодательно закрепленные характеристики и правовой режим использования.

Категория земли

Доля в Земельном фонде РФ

Лесной фонд

65,6%

Земли сельхоз назначения

22,6%

Резервный фонд

5,2%

Особо охраняемые территории

2,7%

Водный фонд

1,6%

Земли поселений (населенных пунктов)

1,2%

Промышленное и иное назначение

1%

На рынке недвижимости обращаются только две категории: земли населенных пунктов и угодья сельскохозяйственного назначения – их можно купить и распоряжаться ими (только в рамках целевого использования земельного участка). Об этих землях пойдет речь ниже, а пока кратко рассмотрим прочие категории земель. Они исключены из свободного обращения и находятся целиком в распоряжении государства. Однако на их территории допускается аренда/концессия участков.

  • Лесной фонд. В пределах его территорий выделяются зоны с разрешенной вырубкой леса и участки для лесонасаждений – их использование регулируется Лесным кодексом.
  • Водный фонд. Правовой режим использования водоемов и прибрежной полосы регулируется двумя кодексами – Земельным и Водным. Здесь разрешены такие виды деятельности, как строительство гидротехнических сооружений, общее и специальное пользование водоемами.
  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Земли ООПТ находятся в государственной или муниципальной собственности, в их пределах можно проводить научные исследования, развивать экотуризм. Хозяйственная деятельность на территории заповедников, заказников, природных парков и дендрариев запрещена законом.
  • Земли промышленности. Территории, занятые промышленными объектами, транспортной инфраструктурой имеют охранную санитарную зону, в пределах которой запрещено поселение и хозяйственная деятельность людей. Эти земли не подлежат переводу в другие категории – разве только после того, как на них прекратится промышленная деятельность и начнутся работы по рекультивации.
  • Резервный фонд. Ещё не вовлеченные в хозяйственный оборот территории являются собственностью государства/муниципалитета. На них не установлен правовой режим пользования, не разрешается хозяйственная деятельность.

Возможен перевод земельного участка из одной категории в другую. Например, вы хотите приобрести участок на окраине поселка под строительство, но он входит в категорию земель запаса (резервных). Необходимо обратиться в компетентный орган местной/федеральной власти с заявлением. При отсутствии противоречий с законом ходатайство может быть удовлетворено, в Государственном реестре будут сделаны соответствующие изменения – участок перейдет в категорию земель поселения или сельхоз назначения. Тогда его можно будет купить, использовать под строительство, для сельскохозяйственной или иной разрешенной деятельности.

Кто имеет право на получение?

Получить бесплатный участок может не каждый гражданин РФ. Есть категории граждан, для которых положена земля, это право регулируют:

  • Законы субъектов РФ.
  • Федеральные законы.
  • Земельный кодекс РФ.

Все привилегии в данном вопросе имеют субъекты РФ.

  1. Почти в каждом регионе получить земельный участок может многодетная семья (в которой количество детей больше 3-х). Участок предназначается для строительства жилья.
  2. Приватизировать участок государственной земли может и тот человек, который фактически пользуется этим участком (имеет недвижимое имущество). Обязательным условием является получение права собственности на дом до введения ЗК РФ либо если оно перешло по наследству.
  3. Герои Труда и Герои Социалистического Труда, кавалеры ордена Трудовой Славы. На полученном участке можно построить дом, дачу, иметь сад, огород, полностью вести хозяйство. Получить можно участок не более чем 0,08 га в городе и 0,25 в деревне.
  4. Герои Советского Союза и Герои РФ, кавалеры ордена Славы. Также можно построить дом, дачу, сажать огород. Получить можно немного больший участок – 0,20 га в городе и 0,40 га в деревне.

Категории и виды использования

Земельный Кодекс Российской Федерации является основным нормативным актом, осуществляющим вопрос установления и регулирования возможностей эксплуатации участков тех или иных категорий земельных территорий.

В соответствии с его положениями на сегодняшний день на территории государства выделяются семь категорий, к которым относятся те или иные участки в рамках общего массива:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Земли, принадлежащие различным населенным пунктам;
  • Участки, независимо от их территориального расположения и площади, относимые к сельскохозяйственным территориям;
  • Территории лесного фонда;
  • Территории водных объектов (водного фонда);
  • Земли особого назначения (в том числе территории земель с особым режимом охраны);
  • Земли, относимые к территориям специального назначения (используемые для сооружения и эксплуатации промышленных объектов, инфраструктурных и инженерных сетей, объектов, используемых для обеспечения государственной безопасности);
  • Земли, переведенные в фонды государственного запаса.

Действующие нормы земельного законодательства делают замечание, что одновременно находиться в нескольких категориях один и тот же участок не может, однако, при возникновении соответствующих условий, возможно осуществление перевода той или иной территории из одной категории в другую.

Исходя из такого разделения можно определить, что под категорией земельного надела следует понимать специально установленный правовой режим возможной эксплуатации земельного участка в соответствии с определёнными его стандартными свойствами, определёнными природой или сформированными в процессе эксплуатации в ранние периоды времени.

Вид установленного разрешённого использования – понятие более узкое, которое даёт расшифровку тех возможностей эксплуатации, которые есть у каждого участка в соответствии с отнесением его к той или иной ранее определенной категории.

Установление существующих видов разрешённых вариантов использования возможно в результате проведения комплекса мероприятий по зонированию существующих территорий в рамках одной категории в соответствии с присущими ей индивидуальными особенностями в силу расположения или качественных характеристик.

Почему участка нет на кадастровой карте?

В 2022 году на учете в ЕГРН стоят 70,3 миллионов земельных участков.

И только 61% из них отображены на публичной кадастровой карте. У объекта есть кадастровый номер, ежегодно приходит налоговое извещение — но на карте участка не найти. Разберем причины, почему так происходит.

Карта отображает только земельные участки, которые внесены в базу ЕГРН с определенными границами. Регистрация участка в ЕГРН называется постановкой на кадастровый учет. Определение границ участка, или межевание — один из этапов такого учета.

До 2001 года эта процедура не была обязательной, поэтому миллионы участков зарегистрированы без координат (мы даже составили наглядный ). На примере видно, что только один собственник участка :20 провел межевание.

А его соседи на карте не отображены:Легко проверить ситуацию с границами участка, зная его кадастровый номер. Вбиваем номер в поисковую строку на кадастровой карте, например . Если границы учтены — карта подсветит участок зеленым фоном и в карточке будет указано «Межевание: проведено»:Если же границы не зарегистрированы, например у участка , то в карточке объекта будет красная запись «Межевание: не проведено»: Нам часто пишут собственники, когда не могут найти свой участок на карте.

Проблему нельзя оставлять без внимания, это чревато сложностями в будущем. Пути решения зависят от конкретной ситуации. C 1990 года земельное законодательство неоднократно менялось.

Юридическая норма о карте объекта появилась только в июне 2001 года, когда вступил в силу закон «О землеустройстве». В 2009 году Правительством установлены новые нормативы измерений координат.

Как изменить статус участка на учтенный

В ситуациях, когда землепользователь имеет намерение каким-либо образом распорядиться участком (провести отчуждение, оформить дарение или передать в аренду), он должен для начала уточнить, категорию, к которой данный надел относится.

Каков актуальный статус земельных участков можно узнать, обратившись к государственному кадастровому реестру.

Когда выяснится, что требуется перевести надел в разряд учтённых, то составляется прошение в государственное учреждение о переводе объекта в вид условно-разрешенный.

После принятия решения о целях использования земли, запускается процедура изменения текущей категории надела, в процессе которой четко и юридически обоснованно излагаются претензионные основания.

Земельная территория может быть отнесена к категории учтённых лишь при выполнении следующих обязательных условий:

  • объект оформлен в собственность (земельный участок, являющийся собственностью муниципального образования, должен быть оформлен в аренду);
  • в отношении территории были произведены работы по межеванию.

Порядок изменения категории предполагает, что изначально с собственников или арендаторов соседних наделов получают письменные согласия. Когда территорией владеют несколько собственников, разрешение требуется получить у каждого из них.

С 2013 года после вступления в силу Закона «О землеустройстве» никакие иные дополнительные разрешения и предварительные согласия от органов местного самоуправления не нужны.

Далее подготавливается полный пакет документов на переоформление статуса территории:

  • правоустанавливающая и подтверждающая право на землю документация;
  • кадастровый паспорт;
  • выписка из ЕГРН;
  • документ, подтверждающий проведение экологической экспертизы;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • декларация (базовый документ, на основании которого выдается право на изменение категории учёта);
  • юридически обоснованное заявление об изменении категории учёта.

Собрав приведённый перечень документов следует обратиться в управление администрацией муниципального образования с просьбой рассмотреть их. В ходе личного обращения заявителю выдаётся расписка о принятии документов.

Допускается передача документов путём почтового отправления. В этом случае оформляется отправка заказного письма с уведомлением и описью-вложением.

Далее, в установленные законом сроки созывается и проводится слушание, по итогам которого заявителю направляется уведомление о принятом решении. Это может быть как положительный ответ, так и аргументированный отказ в изменении учётной категории участка.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Отказ в изменении категории земель

Отказать заявителю могут еще на этапе представления ходатайства. Причинами для этого могут послужить отсутствие у этого лица права на представление ходатайства, а также неправильное или неполное оформление обязательных прилагаемых документов. Для повторного заявления нужно устранить все указанные в отказных документах недочеты.

Официальный отказ перевести участок земли в другую категорию выносится по основаниям, перечисленным в ст. 4 ФЗ 172:

  • ограничение (запрет) на перевод в другую категорию, наложенный действующим законодательством;
  • заявленная категория противоречит целевому назначению надела;
  • экологической государственной экспертизой установлены негативные последствия предстоящего перевода.

Еще одна причина, из-за которой не может производиться перевод – если кадастровая стоимость заявленной территории слишком высока (более 50% относительно средней стоимости по региону). В любом из указанных случаев заявителю полностью вернут пакет документов в течение 30 рабочих дней с момента представления ходатайства, уведомив о причине отказа.

Заявитель может оспорить вынесенное решение через суд и при положительном решении суда направить новое ходатайство. Порядок обжалования выглядит следующим образом:

  1. Получить на руки акт в имущественно-земельном отделе.
  2. Составить и подать исковое заявление о признании составленного акта незаконным. К заявлению приложить документы:
  • ксерокопию выданного акта;
  • копию ходатайства и сопровождающих документов;
  • документацию, подтверждающую нелегитимность отказа или разрешения на перевод;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • иные документы, имеющие отношение к судебному процессу.
  1. Получив уведомление о месте и дате рассмотрения, явиться в суд к назначенному времени.
  2. Если суд удовлетворил требования искового заявления, получить в канцелярии экземпляр судебного решения.
  3. Подать повторное ходатайство, приложив к пакету документов решение суда.

Причины отказа

Отрицательный ответ может быть получен как по серьёзным причинам, так и в результате незначительных несоответствий. Даже не совсем правильное оформление заявления, недостаточность приложенных документов или их оформление с некоторыми ошибками могут послужить основанием для отказа.

После устранения недостатков заявитель имеет право на обращение с просьбой о смене категории учёта ещё раз, внеся пометку, что заявление является повторным, и приложив список несоответствий из первоначального обращения. Также в обязательном порядке необходимо указать, каким образом были внесены исправления.

Более веской причиной отказа служат претензии, являющиеся по мнению совета коллегии неправомерными. В таком случае необходимо пересмотреть их, найти более обоснованные и повторно подать пакет бумаг с указанием других причин.

Однако следует помнить, что хотя администрация муниципального образования обладает правом на изменение статусов земельных объектов, делать это отнюдь не обязана. Такое решение должно быть принято исходя из интересов общества, а не отдельно взятого человека, поэтому в некоторых ситуациях решительный отказ придётся принять.

При получении уведомления о положительном решении, необходимо дождаться акта, официально подтверждающего право на перерегистрацию. Получив этот документ, можно продолжить процедуру переоформления объекта земли, статус  которого разрешено изменить, обратившись в местное отделение управления кадастра и картографии. Для этого потребуется тот же комплект официальных бумаг, который предоставлялся главе администрации с целью получения разрешения, и в дополнение к ним — выписка из решения и акт проведённых слушаний.

Таким образом, своевременно полученная актуальная информация может помочь провести правильную процедуру изменения статуса участка земли.

В этом случае землепользователь может быть полностью уверенным в своих правах и избежать возможных правонарушений в сфере землепользования, обеспечив эксплуатацию в соответствии с целевым назначением.

Выводы

В любом государстве есть два основных механизма управления страной – налоги и земельные отношения. Через эти рычаги государство управляет населением и организует хозяйство, а население, используя эти механизмы, выстраивает свою стратегию взаимоотношений с государством.

Во время земельных реформ общество меняется, а у его членов появляется шанс изменить свою судьбу. Реформа нашего времени дает россиянам такой шанс – главное им правильно воспользоваться.

Земельный участок — мечта каждого уважающего себя гражданина, который желает иметь собственный уголок. Ну а если его можно получить без единых затрат, бесплатно от государства, то это еще лучше. Ведь в нынешнее время для многих слишком дорого покупать квартиру, о загородном доме даже нечего говорить. Не позволяют этого сделать слишком высокие, заоблачные цены на недвижимость, а так хочется время от времени отдыхать на свежем воздухе, чтобы вокруг было чисто и уютно. Только на собственном участке можно создать тот комфорт, о котором мечтаешь. Теоретически каждый гражданин государства имеет право бесплатно получить земельный участок от государства в регионе своего проживания

Но как этого добиться? Очень важно знать, как получить землю от государства бесплатно? Что для этого нужно и прочие не мене важные детали

Уважаемые читатели! В статье рассказаны типичные способы того, как решать юридические проблемы. Ваш случай индивидуален.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий