История развития межевания в России и основные положения

Исторические очерки

С XV века описанием имущества занимались писцы. Они составляли писцовые книги, в которых расписывали территории (крепости, церкви, деревни и т. д.), качество земли и количество населения.

Причиной генерального межевания было отсутствие единой системы учёта земельного фонда и юридическая неупорядоченность документов на землю. В 1765 году, когда был издан указ Екатерины Великой, территория Российской Империи простиралась от Баренцева моря до Берингова пролива, а чётких границ не было даже у Москвы и Киева, не то что Краснодарского края.

Описанием земельных наделов долгое время занимались писари, а не землемеры, занося информация в летописные хроники. Поэтому на практике владение землей определялось её заселённостью господскими крепостными. Границы владения – границы хозяйственных ареалов. А поскольку кроме существовали ещё и леса, реки и озёра, такая система приводила к постоянным поземельным спорам, захватам “пустых” территорий господами и осложнение права “въезда” на чужую территорию.

В плане генерального межевания были заинтересованы высшие слои общества, стремившиеся раз и навсегда обозначить границы своей территории.

Кто делает технический проект?

В таком документе специалист указывает кроме непосредственных обоснований необходимости проведения работ еще и сметную стоимость осуществления межевания, требуемые действия, которые в общем потребуется делать, материалы, которые будут для этого необходимы, а также сроки (с учетом особенностей конкретного участка или нескольких наделов), в какие границы будут установлены и утверждены.

Составлением технического проекта межевания могут заниматься следующие организации:

  • Отдел межевания БТИ – государственная организация, имеющая в своем штате специалистов с соответствующей степенью квалификации. Обращение осуществляется на общих основаниях, при этом стоимость работ установлена федеральным и региональным законодательством и заключается во внесении определенного размера государственных пошлин;
  • Геодезические организации. В штат таких компаний также входят инженеры, уполномоченные на проведение работ как по непосредственному межеванию территорий, так и по составлению технических планов.

Любой кадастровый инженер должен в обязательном порядке иметь квалификационный аттестат, наличие которого можно проверить на официальном сайте Росреестра.

При заказе такого рода услуг лицу без наличия такого аттестата (даже если он присутствовал, но был отозван) не даст возможности получить межевой план, имеющий юридическую силу.

Результаты правления Софьи Алексеевны

  • В России распространялись образование и науки.
  • Был установлен мир с Речью Посполитой.
  • Не удалось добиться выхода к Черному морю.
  • Не были до конца определены границы с Китаем.

Историк С. М. Соловьев считал Софью Алексеевну «богатырь-царевной», не сумевшей обеспечить себе поддержку в обществе на длительный срок. В «идеологическом» романе А.Н. Толстого «Петр I» она предстает как олицетворение «старой, допетровской Руси». Но считать ее «ревнительницей старины» было бы неверным. Напротив, ее шаги можно рассматривать как предвестие петровских реформ.

Среди них отметим открытие в 1687 году в Москве Славяно-греко-латинской академии — первого в Русском государстве высшего учебного заведения. При Софье Алексеевне состоялось утверждение единой системы мер и весов. Кроме того, она продолжила борьбу со староверами. На основании принятых в 1685 году «12 статей» казнили тысячи ревнителей прежнего обряда.

Вместе с канцлером Василием Голицыным, которого часто называли ее фаворитом, царевна проводила активную внешнюю политику. В 1686 году был подписан «вечный мир» с Речью Посполитой, закрепивший за Русским государством Смоленск, Левобережную Украину и Киев. Годом позже она отправила посольство в Париж. В 1689 году, незадолго до ее свержения, был заключен Нерчинский трактат о границе с Китаем.

Войдя в антитурецкую коалицию с Австрией, Венецией и Речью Посполитой, в 1687 и 1689 годах царевна Софья снарядила Голицына в два Крымских похода, чтобы раз и навсегда покончить с набегами на Русь:

— писала царевна Голицыну. Увы, чаемого результата походы не дали.

Планы генерального межевания (ПГМ)

Целью Генерального межевания, которое было начато в период с 1766 года и продолжавшееся вплоть до середины 19 века, являлось точное установление границ земельных владений как отдельных лиц, так и крестьянских общин, городов, церквей и прочих возможных собственников земли.

Первое проявление межевания в России теряется в древнейших обычаях народа, как по историческим актам, еще в 11 веке заметны у нас следы межевого законодательства, а в 13 веке были уже описания земельных рубежей в форме документа.

С XVII столетия межевание заметно усиливается и принимает характер правительственного учреждения. В преобразованиях Петра Великого, коснувшихся всех частей государственного управления, возникла новая форма и для межевого дела.

Эта первая попытка геометрического межевания получила обширное развитие через 30 лет.

При Императрице Елизавете Петровне установилась уже мысль о необходимости повсеместном геометрическом межевании по установленным правилам. В 1754 году была утверждена первая инструкция для генерального межевания.

Инструкция 1754 года утвердила прежний порядок межевых дел, который далеко не удовлетворял требованиям времени, и тем самым выявила необходимость полной реформы по производству межевания. Такая реформа была проведена уже в царствование Императрицы Екатерины II.

В 1756 году Императрица учредила особую комиссию под названием Комиссии о государственном межевании, работа которой, привели к весьма важным результатам.

Манифестом от 19 сентября 1765 года было объявлено генеральное межевание земель государства на совершенно новых началах и, вместе с тем, обнародованы правила для составления новой межевой инструкции.

По издании инструкции, межевание было начато в Московской губернии. При успешном начале межевания, правительство приняло дальнейшие меры к его развитию. В 1769 г.

было начато межевание во Владимирской провинции и Слободской губернии, в 1771 – в Юрьев-Польской, Переяславль-Рязанской, Угличской и Переяславль-Залесской провинциях и во многих других.

Результатами межевания явились планы генерального межевания (ПГМ) уездов 35 губерний Российской империи.

Так же Вы можете скачать дополнения к ПГМ

  • Планы дач генерального межевания
  • Экономические примечания к ПГМ

Планы генерального межевания (ПГМ) уездов, как правило, состоят из нескольких частей и нарисованы от руки. На карты нанесено множество мельчайших деталей и объектов, таких как хутора, постоялые дворы, мельницы и др.

До 1861 года были составлены планы генерального межевания (ПГМ) 35 губерний:

Так как файлы взяты из свобоных источников, то возможно некоторые карты имеют «исправления», внесённые жадными перепродавцами.Подробнее >>> читайте в теме «О ПГМах и мошенниках»

Как уточнить границы участка?

Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.

Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе «Государственный реестр кадастровых инженеров». Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.

Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. После ознакомления с результатами замеров, границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.

После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.

Принципы межевой комиссии

Землемер межевания времён Екатерины II – это не судья, борющийся с противниками реформы, как было во времена Елизаветы, но примиритель спорящих за земельную собственность.

Был предложен принцип “полюбовного отвода” земель их владельцами. Он заключался в том, что владельцы самостоятельно очерчивали границы смежных территорий и указывали окраинные деревни, мельницы, речки и т. п. Затем приносили результаты в канцелярию. Чтобы принцип сработал, спорщиков за примерные земли Министерство лишало льгот. К тому же, спорщики могли получить не более 10 четвертей земли из 100, а остальное отправлялось в казну.

Начиная с правления Екатерины Великой межевая работа считалась священной, ибо все постепенно осознавали, что земельное богатство – будущее страны.

Межевание земель государственных крестьян

Генеральное межевание земель государственных крестьян проводилось на основании межевых инструкций 1766 г. и дополнительных указов, изданных в разные годы. Основной особенностью этих нормативных актов была их нацеленность на обеспечение крестьянина наделом установленного размера. Максимум надельной земли, приходившийся на ревизскую душу не должен был превышать 15 десятин.

Согласно межевому законодательству владельцем надельной земли являлась крестьянская община, самостоятельно распределявшая угодья между хозяйствами. В качестве такой общины выступало население отдельного поселения (деревни, села), реже – население целой волости. Поэтому обычно при генеральном межевании крестьянских земель в качестве земельной дачи бралась территория волости (причем волости старой, существовавшей до реформы 1797-98 годов), но в ее составе отдельно показывались земли всех населенных пунктов, а иногда и пустоши и другие участю ., если они находились в пользовании жителей нескольких селений. Таким образом, на основании межевой документации обычно можно определить размер землевладения крестьян отдельного селения или целой волости, но нельзя узнать, сколько на самом деле имел земельных угодий тот или иной двор, сколько земли было в общинном пользовании, а сколько в подворном. И разница в распределении земли между дворами могла быть весьма существенной.

Дача, находившаяся полностью в пользовании государственных или удельных крестьян, обычно межевалась бесспорно уже на генеральном этапе. Если жители смежных волостей и затевали спор, то он решался землемерами или межевыми конторами без гражданско-правовых процедур. Другое дело, если крестьянская община имела спорные участки с землевладельцами другой сословной принадлежности – крестьянами другого ведомства, горожанами, помещиками и т.д. В этом случае участок объявлялся спорным, либо вся дача объявлялась общей, и вопрос часто решался в судебном порядке уже в процессе специального размежевания.

Как указывалось в предыдущих разделах, в научной литературе нет единства взглядов на уровень земельной обеспеченности крестьян уральского региона. Авторы, как правило, приводят завышенные данные о размерах крестьянского землепользования. Существуют две главные причины этой ошибки. Во-первых, исследователи не различают размеры надельного землепользования, установленные законом, и имеющие место в действительности. Во-вторых, в математических расчетах за основу берется ревизский счет населения, существенно отличавшийся от наличного в меньшую сторону.

При работе с массовыми источниками, особенно применительно к Оренбургской губернии, определение объемов обрабатывавшейся крестьянами земли чрезвычайно затруднено еще и по причине большого удельного веса общих и чересполосных дач. Поэтому исследователи зачастую в разряд крестьянских зачисляют и земли многих других категорий сельского населения. Так, В.М. Кабузан, данными которого часто пользуются для определения численности населения в XVIII – первой половине XIX в., для удобства сравнения причислил к крестьянам служилых татар, башкир, мещеряков, тептярей, бобылей и других преимущественно нерусских сословных групп, крестьянами не являвшихся3 . Значительная часть из них (казаки, военные припущенники) имели наделы, вдвое превышавшие крестьянские. В результате землевладение государственных крестьян, особенно в Оренбургской губернии, где проживала подавляющая часть служилого населения, оказалась завышенной.

Для чего нужно проводить межевание

  1. При установлении границ участка. Некоторые земельные участки состоят на кадастровом учете без определенных границы. В этом случае на кадастровой карте границы участка не отображаются. Чтобы идентифицировать участок как вещь, границы нужно обязательно устанавливать — пп. 3 и 9 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

    Как установить границы земельного участка

  2. При изменении/переводе ВРИ. Чтобы изменить ВРИ на другой, у земельного участка должны быть установлены границы. А для установления границ как раз и заказывают межевание.

    Перевод/изменение ВРИ земельного участка

  3. При оформлении участка в собственность. В некоторых случаях для выкупа участка и дальнейшего оформления в собственность требуется установить его границы. А для установления границ как раз и заказывают межевание.

    Как оформить земельный участок в собственность

  4. При разделении участка на два и более. Кадастровый инженер оформит межевой план, где старый участок прекратит свое существование, а по его границам появятся два или несколько новых.

    Как разделить земельный участок на два и более

  5. При объединении двух и более участков в один. Здесь все наоборот. Будет межевой план, где земельные участки прекратят свое существование, а по их границам появится один новый.

    Как объединить два и более участков в один

  6. При перераспределении земель. Это когда к одному участку нужно присоединить часть соседнего участка. Именно часть, а не весь соседний участок. Например, владелец участка хочет выкупить часть участка у своего соседа. Если соседняя земля является муниципальной, то выкупать нужно у районной администрации. Будет межевой план, где два старых земельных участка прекратят свое существование, а на их месте два новых — с новыми границами и площадью.

    Как выкупить часть земельного участка у соседей

  7. При появлении споров с соседями. Например, собственник заказал межевание, чтобы установить границы. Выяснилось, что границы по документам не соответствуют границам по факту — часть его участка находятся на соседнем участке. Собственник начинает двигать забор, поэтому возникает спор с соседями. Здесь уже границы согласовываются мирным путем или чаще всего бывает, через суд.
  8. При образовании нового участка. Например, гражданин захотел выкупить или взять в аренду бесхозную землю. Кадастровый инженер устанавливает границы определенного куска земли (участка) и составляет на него межевой план.

Специальная процедура

Специальное межевание появилось сразу после генерального. Его основная задача – определить границы частным участкам, устранить недостатки генерального межевания
.

Осенью 1806 года
были созданы правила о Специальном размежевании генеральных дач через уездных землемеров.

На основании этих правил, губернские и уездные землемеры способствовали размежеванию дач Гениального межевания.

Специальное межевание происходило довольно медленно, поскольку осуществлялось на основании частной инициативы уездных землемеров. В связи с этим в 1835 году правительство пришло к выводу, что инициатива осуществления мероприятий по установлению точных границ обязана перейти в руки государства.

Какие нужны документы?

Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

Если таковых нет — уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:

— ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);

— планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;

— документы по территориальному планированию муниципальных образований;

— проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.

Архивы

Выберите месяц Ноябрь 2022  (6) Октябрь 2022  (19) Сентябрь 2022  (23) Август 2022  (22) Июль 2022  (17) Июнь 2022  (25) Май 2022  (46) Апрель 2022  (30) Март 2022  (8) Февраль 2022  (9) Январь 2022  (3) Декабрь 2021  (13) Ноябрь 2021  (33) Октябрь 2021  (40) Сентябрь 2021  (23) Август 2021  (32) Июль 2021  (16) Июнь 2021  (22) Май 2021  (35) Апрель 2021  (46) Март 2021  (21) Февраль 2021  (22) Январь 2021  (29) Декабрь 2020  (29) Ноябрь 2020  (41) Октябрь 2020  (48) Сентябрь 2020  (33) Август 2020  (33) Июль 2020  (31) Июнь 2020  (35) Май 2020  (23) Апрель 2020  (86) Март 2020  (78) Февраль 2020  (25) Январь 2020  (45) Декабрь 2019  (56) Ноябрь 2019  (63) Октябрь 2019  (62) Сентябрь 2019  (68) Август 2019  (55) Июль 2019  (55) Июнь 2019  (56) Май 2019  (98) Апрель 2019  (89) Март 2019  (54) Февраль 2019  (48) Январь 2019  (72) Декабрь 2018  (76) Ноябрь 2018  (96) Октябрь 2018  (134) Сентябрь 2018  (115) Август 2018  (75) Июль 2018  (85) Июнь 2018  (81) Май 2018  (129) Апрель 2018  (117) Март 2018  (87) Февраль 2018  (52) Январь 2018  (113) Декабрь 2017  (83) Ноябрь 2017  (118) Октябрь 2017  (111) Сентябрь 2017  (88) Август 2017  (86) Июль 2017  (107) Июнь 2017  (147) Май 2017  (169) Апрель 2017  (192) Март 2017  (147) Февраль 2017  (83) Январь 2017  (71) Декабрь 2016  (83) Ноябрь 2016  (130) Октябрь 2016  (165) Сентябрь 2016  (147) Август 2016  (99) Июль 2016  (134) Июнь 2016  (116) Май 2016  (221) Апрель 2016  (238) Март 2016  (175) Февраль 2016  (134) Январь 2016  (156) Декабрь 2015  (200) Ноябрь 2015  (238) Октябрь 2015  (200) Сентябрь 2015  (162) Август 2015  (207) Июль 2015  (161) Июнь 2015  (242) Май 2015  (323) Апрель 2015  (354) Март 2015  (260) Февраль 2015  (210) Январь 2015  (207) Декабрь 2014  (192) Ноябрь 2014  (301) Октябрь 2014  (263) Сентябрь 2014  (260) Август 2014  (209) Июль 2014  (207) Июнь 2014  (265) Май 2014  (361) Апрель 2014  (339) Март 2014  (267) Февраль 2014  (174) Январь 2014  (204) Декабрь 2013  (186) Ноябрь 2013  (298) Октябрь 2013  (272) Сентябрь 2013  (236) Август 2013  (244) Июль 2013  (274) Июнь 2013  (246) Май 2013  (415) Апрель 2013  (320) Март 2013  (220) Февраль 2013  (169) Январь 2013  (229) Декабрь 2012  (246) Ноябрь 2012  (337) Октябрь 2012  (381) Сентябрь 2012  (311) Август 2012  (250) Июль 2012  (227) Июнь 2012  (314) Май 2012  (411) Апрель 2012  (305) Март 2012  (227) Февраль 2012  (188) Январь 2012  (216) Декабрь 2011  (219) Ноябрь 2011  (318) Октябрь 2011  (329) Сентябрь 2011  (387) Август 2011  (311) Июль 2011  (242) Июнь 2011  (295) Май 2011  (458) Апрель 2011  (452) Март 2011  (303) Февраль 2011  (339) Январь 2011  (327) Декабрь 2010  (318) Ноябрь 2010  (429) Октябрь 2010  (481) Сентябрь 2010  (515) Август 2010  (456) Июль 2010  (399) Июнь 2010  (481) Май 2010  (657) Апрель 2010  (714) Март 2010  (562) Февраль 2010  (473) Январь 2010  (443) Декабрь 2009  (504) Ноябрь 2009  (552) Октябрь 2009  (614) Сентябрь 2009  (644) Август 2009  (592) Июль 2009  (569) Июнь 2009  (548) Май 2009  (713) Апрель 2009  (743) Март 2009  (757) Февраль 2009  (670) Январь 2009  (709) Декабрь 2008  (616) Ноябрь 2008  (711) Октябрь 2008  (666) Сентябрь 2008  (510) Август 2008  (529) Июль 2008  (465) Июнь 2008  (511) Май 2008  (478) Апрель 2008  (569) Март 2008  (433) Февраль 2008  (303) Январь 2008  (493) Декабрь 2007  (540) Ноябрь 2007  (521) Октябрь 2007  (587) Сентябрь 2007  (658) Август 2007  (511) Июль 2007  (357) Июнь 2007  (313) Май 2007  (225) Апрель 2007  (148) Март 2007  (64) Февраль 2007  (28) Январь 2007  (40) Декабрь 2006  (13) Ноябрь 2006  (7)

С какой целью проводится межевание

Проведение межевания осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «О государственном земельном кадастре» и «О землеустройстве». В рамках этой процедуры проводится целый комплекс землеустроительных работ:

  • формируется межевое дело;
  • составляется топографический и межевой план территории;
  • устанавливаются координаты ее границ;
  • все межи помечаются специальными знаками утвержденного образца.

Составленные документы в обязательном порядке подлежат согласованию со специалистами местного отделения Кадастровой палаты.

Иногда владельцы земельных участков не понимают, для чего требуется проводить процедуру межевания. На самом деле этот процесс является очень важным для каждого собственника. Ведь в результате межевания, территория приобретает географические координаты, которые дают возможность установить ее точное местонахождение. Помимо этого межи земли документально согласовываются со всеми соседними землепользователями. Не исключено, что в будущем возникнет спор относительно границ землевладения. В этом случае в процессе судебного разбирательства материалы землеустроительных работ будут рассматриваться в качестве бесспорного доказательства.

И наконец, самое важное: в процессе межевания земля ставится на кадастровый учет, а собственник получает на руки правоустанавливающие документы. Необходимо отметить, что межевание может быть проведено как по инициативе самого владельца земли, так и по решению суда

Так собственник, как правило, заказывает соответствующие работы в следующих случаях:

Необходимо отметить, что межевание может быть проведено как по инициативе самого владельца земли, так и по решению суда. Так собственник, как правило, заказывает соответствующие работы в следующих случаях:

  • для документального оформления своих прав;
  • с целью последующей продажи, дарения либо мены участка;
  • для его раздела или объединения с соседней территорией.

Тогда как судья назначает землеустроительную экспертизу, в процессе которой проводится межевание, если в его производстве находится земельный спор. В этом случае основанием для осуществления соответствующих работ выступает не волеизъявления собственника, а постановление суда.

Этапы работ

Сколько времени занимает межевание? Если для специалиста сроки проведения межевания ограничены временем осуществления измерительных работ и оформления планов участка, то для владельца надела данный срок гораздо длительнее.

С позиции собственника вся процедура состоит из следующих этапов:

  1. Сбор необходимых документов занимает от одного до двух месяцев.
  2. Поиск специалиста и составление с ним договора займёт не более одного дня.
  3. Специалист по общему правилу не позднее двух недель со дня составления соглашения выезжает на место расположения участка и осуществляет измерительные работы.
  4. Оформление плана межевания вплоть до передачи его заказчику также занимает около двух недель.
  5. При необходимости нужно согласовать межевание с соседями, что также занимает определённое время.

Таким образом, для тех, кто делают межевание, не всегда можно предугадать, сколько времени занимает осуществление межевания того или иного участка. Но выполнение задачи специалистом можно ускорить, включив соответствующее условие в соглашение. Разумеется, за скорость осуществления работ нужно будет доплатить.

Согласование

После того, как проект составлен, чтобы его окончательно утвердить, необходимо соблюсти обязательную процедуру – согласование границ всеми лицами или организациями, чьи права или собственность могут быть затронуты в ходе неверно установленных межей.

Рассылка извещений о необходимости согласования

Если установление границ будет относиться к наделу, находящемуся в долевой собственности, то каждому собственнику или пользователю такой отдельной части направляется извещение о месте проведения общего собрания или же осуществляется публикация в средствах массовой информации.

Извещение в общем содержит в себе следующие данные:

  • Сведения о том, кто выступает непосредственным заказчиком выполнения работ;
  • Данные об инженере, который выполнил проект межевания и контактные данные, указывающие, каким образом можно с ним связаться;
  • Номер и адрес участка (или нескольких участков), которые подлежат межеванию или будут являться основой для образования нескольких отдельных наделов;
  • Информация о том, каким образом можно ознакомиться с составленным проектом;
  • Адрес, по которому можно отдельно отправить дополнения или изменения к составленному проекту.

В случае, если межевание будет осуществляться только относительно одного участка, то извещения пересылаются всем собственникам смежных наделов, при этом воспользоваться можно следующими способами отправки:

  • Посредством личного вручения извещения каждому из соседей под расписку;
  • Заказным письмом;
  • Электронной почтой;
  • Уведомлением в СМИ, в том случае, если установить местонахождение владельца смежного участка не представляется возможным.

Ознакомление с документацией

Процесс ознакомления с проектом осуществляется на общем собрании, которое проводит инженер, непосредственно составивший документ.

В процессе такого собрания озвучивается то, каким образом будет проходить граница и при необходимости разъясняются те моменты, которые не понятны кому-либо из присутствующих на собрании.

Любой из присутствующих имеет право выразить свое несогласие с определенными границами и не ставить свою подпись в знак согласия с проведенной процедурой межевания.

Оформление возражений

такой факт должен быть зафиксирован инженером

При оформлении возражения отражается его суть, лицо, какое выразило несогласие, также к проекту обязательно прикладываются документы, на основании которых имеется право согласовывать границы и возражать относительно установленных меж.

Внесение изменений

В течение 30 дней с момента проведения собрания все подаваемые возражения и замечания, если они имеют под собой основания, могут учитываться и в проект плана вносятся поправки.

Заключение

Земельный кадастр – документ, содержащий информацию о правовом и хозяйственном положении земель. В нашей стране впервые описание земель провели в XV в.
, когда образовалось имение в виде разновидности условной земельной собственности.

Для того чтобы давать оценку земли в XVI в. создали «Поместный приказ». В те года описание земель осуществляли писцы. В писцовых книгах, которые играли роль первых земельных кадастров, можно было найти всю информацию о состоянии земли.

В 1765 году получило свое продолжение Государственное межевание начатое еще в 1754 году Елизаветой Петровной. Для упорядочения помещичьего землевладения было необходимо точно определить границы земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей и других собственников земли. Генеральное межевание было вызвано частыми земельными спорами. Проверка старинных владельческих прав вызывала у дворянства упорное сопротивление, поскольку в собственности помещиков к середине XVIII века находились многочисленные самовольно захваченные казенные земли. Генеральному межеванию предшествовали создание 05.03. 1765 Комиссии о генеральном межевании и затем издание Манифеста 19.09. 1765 с приложенными к нему “генеральными правилами”. По манифесту правительство подарило помещикам огромный фонд земель, насчитывающий около 70 млн. десятин (около 70 млн. га).

Фактические владения помещиков на 1765 год манифест объявлял узаконенными при отсутствии спора по ним. (Число споров о генеральном межевании ничтожно – около 10% всех “дач”). В 1766 году на основе “генеральных правил” были изданы инструкции для землемеров и межевых губернских канцелярий и провинциальных контор. В процессе генерального межевания земли приписывались не к владельцам, а к городам и селам. Инструкции подробно регламентировали условия отвода земель различным категориям населения и учреждениям. Составлялись планы отдельных земельных “дач” в масштабе 100 саженей в дюйме (1:8400), которые затем сводились в генеральные уездные планы в масштабе 1 верста в дюйме (1:42000). Специфика генерального межевания состояла в том, что в основу конфигурации того или иного владения были положены границы старинных писцовых “дач”. Из-за этого в рамках “дачи” нередко находились владения нескольких лиц либо совместные владения помещика и государственных крестьян. Генеральному межеванию сопутствовала распродажа по дешевым ценам незанятых казенных земель. Особенно большой размах это приняло в южных черноземных и степных районах в ущерб кочевому и полукочевому населению. Типичный феодальный характер генерального межевания проявился в отношении к городским земельным владениям и захватам. За каждую застроенную сажень выгонной земли, закрепленной последними писцовыми описаниями, город платил штрафы.

Генеральное межевание сопровождалось грандиозным хищением земель однодворцев, государственных крестьян, ясачных народов и др. Генеральное межевание было всеимперским и обязательным для землевладельцев. Оно сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны. Все планы содержали “экономические примечания” (о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах и пр.). Уникальная коллекция планов и карт генерального межевания включает около 200 тысяч единиц хранения. К специальным планам прилагались полевая записка землемера, полевой журнал и межевая книга. Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России. Усиление крепостнического гнета и продолжительные войны легли тяжелым бременем на народные массы, и нараставшее крестьянское движение переросло в Крестьянскую войну под предводительством Е.И. Пугачева 1773-75 гг.

Подавление восстания определило переход Екатерины II к политике открытой реакции. Если в первые годы царствования Екатерина II проводила либеральную политику, то после Крестьянской войны был взят курс на усиление диктатуры дворянства. На смену периоду политической романтики пришел период политического реализма. Русско-турецкая война (1768-76 гг.) стала удобным поводом приостановки внутренних преобразований, а Пугачевщина подействовала отрезвляюще, что дало возможность выработать новую тактику. Начинается золотой век русского дворянства. Удовлетворение именно дворянских интересов выходит для Екатерины II на первый план.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий